В разделе Блоги публикуются личные мнения участников Школы, которые могут отличаться от общей позиции коллектива.
Речь пойдёт не только об уголовниках, хотя они будут выступать как пример крайности того элемента культуры воспитания детей, ради которого и пишется этот материал. Причём, такую проблему, относящуюся скорее к области педагогики, рассмотрим через призму теории управления. Сначала рассмотрим понятие «обратные связи» на отвлечённом примере.
Морской бой
Представьте себе наш корабль, а напротив — вражеский. Мы запускаем торпеду, и она направляется в сторону вражеского корабля. Нарисуйте мысленно прямую линию, представляющую собой оптимальную траекторию нашей торпеды. Торпеда идёт, всё хорошо, но существуют подводные течения, различные неоднородности среды, которые способствуют тому, что торпеда отклонится от оптимального курса и промахнётся по цели. Но современные торпеды умеют сами корректировать свой курс. Они это делают следующим образом. Излучается сигнал в сторону предполагаемой цели, и затем отслеживается отражение.
На некоторых моделях торпед система улавливания этого отражённого сигнала представляла собой «уши». Эти уши выдвигались из корпуса и слушали эхо. По разнице в громкости правого и левого «уха» торпеда определяла, в какую сторону она отклонилась и корректировала свой курс, возвращаясь на оптимальную траекторию.
Так вот, по теории управления, этот отражённый сигнал называется отрицательная обратная связь. Почему отрицательная? Потому, что её назначение — вернуть объект управления на оптимальную траекторию, обнулить отклонение.
Идём дальше. Вражеский корабль хочет погибнуть? Нет. Он борется за свою жизнь. Корабль выпускает навстречу нашей торпеде торпеду «имитатор», которая шумит, воспроизводя шум своего корабля, только намного громче. Затем торпеда поворачивает в сторону. По замыслу, наша торпеда должна переключиться на шум «имитатора» и уйти за ним.
Сигнал, который излучает торпеда — «имитатор», для нашей торпеды будет положительной обратной связью. Положительной потому, что её назначение – увеличить отклонение объекта от оптимальной траектории.
Воспитание
Подведём под эту схему конкретный воспитательный процесс. Скажем, приводят из детского сада мальчика, и говорят его маме: ваш сын дерётся. Мама может поступить одним из двух наиболее популярных способов.
Первый. Она скажет своему сыну, что драться не хорошо, нельзя обижать девочек, нельзя решать проблемы при помощи кулаков, возможно даже наругает, или накажет. Эти действия будут для ребёнка отрицательными обратными связями на его поведение, и будут способствовать возвращению ребёнка к «оптимальному» режиму.
Второй. Мама может сказать что-то похожее на: «ты у меня самый добрый и хороший мальчик, я тебя люблю, а другие дети плохие, постоянно к тебе лезут, задирают тебя, обижают. Иди сюда, я тебя пожалею.» такие действия мамы будут положительными обратными связями её сыну, и они будут способствовать ещё большему отклонению его от нормы.
В первом случае мама решала реально существующую проблему своего ребёнка не взирая на то, что он в этот момент может плохо о ней подумать.
Во втором же случае мама превратилась в этакого «имитатора», но стала для сына самой доброй, «любящей» и хорошей. При этом проблема не ушла, а скорее всего в будущем усугубится.
Уголовники и их мамы
Можете поговорить со следователями, дознавателями правоохранительных органов, или просто послушать тюремный фольклор, чтобы убедиться в том, что у уголовников остро выражено чувство любви к маме. Откуда оно взялось? Наверное, по ходу чтения статьи многие уже догадались. Скорее всего, мамы не давали своим детям отрицательные обратные связи от их поступков, а только поддерживали и жалели. Дети ведь не рождаются преступниками, а идут (в большинстве случаев) по пути деградации постепенно, шаг за шагом. И во многих случаях мамы стали им такими «имитаторами», к которым приятно вернуться, прижаться и поплакаться в жилетку, не ожидая услышать упрёков.
Допускаем, что могут быть и крайние случаи, когда люди совершают нехорошие поступки только ради того, чтобы их пожалели.
Воспитание детей — наука, любовь к ребёнку может выражаться и в том, что вы его наказываете, давая отрицательную обратную связь, способствуя его возврату на путь, который приведёт его к наилучшим жизненным результатам. Давайте любить детей правильно.