Часто в разговорах попытки полагаться на «авось» преподносятся в негативном ключе, в виде осуждения или упрёка. Однако, если посмотреть вглубь истории, то этот самый «авось» столетиями использовался нашими предками и они выжили, а значит есть в этом «авосе» нечто такое, с чем стоит разобраться.
Попытки поискать глубинный смысл явления по толковым словарям практически ничего не дали. Общий смысл, который мы оттуда извлекли можно выразить примерно так: авось — ничем не обоснованная надежда на успешное разрешение дела. Ну что же, будем разбираться, используя логику и теорию управления. И для начала в описании образа явления заменим слово «дело» на слово «процесс», поскольку авось используется и при бездельи и в режиме стороннего наблюдателя.
Итак, рассмотрим такую схему. Пусть у нас будет некий человек (назовём его Иван) и некий процесс, для успеха которого Иван будет использовать «авось». Только ли этих участников мы будем рассматривать? Нет, возьмём шире. Есть ещё среда, которая представлена различными системами, в том числе объемлющими (в управленческом смысле) вплоть до Бога (для атеистов — до наивысшего объемлющего управления). И когда Иван решает по жизни свои задачи, объемлющие системы решают свои и в отношении этого процесса, и в отношении Ивана.
Иван, участвуя в процессе, контролирует некий набор параметров и на этом основании может предвидеть результат. Однако, не все параметры доступны для контроля человеком. Если мысленно перенестись в прошлое, то можно обратить внимание на то, что раньше люди не знали о законах физики, химии, механики, но всё же как-то решали стоящие по жизни задачи. То есть, они не контролировали те параметры, о которых не знали, а значит, их контролировал кто-то другой. Но ведь и сейчас какие-то знания нам не доступны, они будут открыты в будущем. Кроме того, есть различные природные и социальные процессы, которые не всегда можно предсказать и тем более не всегда ими можно управлять. Так вот надежда на «авось» — это передача контроля и управления такими параметрами объемлющим системам.
А когда объемлющие системы будут управлять всем набором параметров так, чтобы процесс завершился желаемым для Ивана результатом? А тогда, когда Иван действует сонаправлено с объемлющими системами, или в религиозной терминологии, действует в русле Божьего Промысла, то есть он праведен.
Итак, на данный момент мы пришли к выводу, что человек, действующий праведно, может обоснованно надеяться на «авось» и Бог ему поможет в его делах.
Однако это не всё. Если ограничиться таким пониманием, можно сделать вывод о том, что если ты праведен, то можешь расслабиться и Бог за тебя всё сделает. Давайте посмотрим на эту схему шире. Бог заинтересован не только в том, чтобы Иван действовал в русле Промысла, но и в том, чтобы он развивался. А значит «авось» используется для решения обеих этих задач. И для полного описания темы, сформулируем так. Человек, действующий в русле промысла, поддерживается Свыше, но только в том объёме, чтобы его процесс не потерпел крах. По крайней мере, результат получается не самым наилучшим из возможных. Таким образом в людях поддерживается праведность и стимулируется развитие.
Вывод. Если перед вами стоит задача, ход решения которой не полностью под вашим контролем и существуют варианты развития событий, которые могут привести к краху, то можно вспомнить про «авось». Но вспомнив, и решив отдать часть ответственности именно ему, нужно проанализировать, является ли ваше дело праведным, или хотя бы представляет собой наилучший вариант из возможных. Тогда и на помощь Свыше можно рассчитывать, тогда «авось» не подведёт.