Битва за Париж. Либретто к опере
Оглавление
Есть такое понятие — неизвестные войны. Вроде все, кому надо, знают, а остальным не обязательно. Нет в СМИ хроник рейдерских захватов, олигархи сами справляются. Им не требуется привлечения голосов населения — пусть это делает побеждённый.
Событие, о котором мы расскажем и вовсе находилось до сих пор вне государственных границ, но всё складывается таким образом, что государства и население хотят привлечь к происходящему. Опишем его как сценическое музыкальное произведение — оперу. А описанием сюжета оперы является либретто.
Действующие лица и исполнители
- Своенравная дурнушка (сопрано) — сеть русских церквей с центром в Париже, она же Архиепископия приходов русской традиции в Западной Европе;
- Первый отец дурнушки — митрополит Евлогий;
- Последний отец дурнушки (тенор) — архиепископ Иоанн Реннето;
- женихи и благодетели:
- Константинопольский купец (баритон) Фанар, он же Бартоломео;
- Московский купец Гундяй (контртенор), он же Жора, он же Гоша;
- слуги и сваты московского и константинопольского купцов
- голоса из за кулис
Прелюдия. Евлогианство
Русская церковная община за границей после 1917 года, не без помощи ОГПУ, была расколота на несколько лагерей. И поскольку своим духовным лидером они пока считали патриарха Московского и всея России Тихона, правившего из Москвы, ОГПУ не составило труда распустить в 1922 году реакционное, по отношению к Советской России, Высшее церковное управление в Сремских Карловцах и организован указом Патриарха — Архиерейский синод Русской православной церкви заграницей, в юрисдикции которого в 1923 году выделяется Западноевропейский митрополичий округ во главе с митрополитом Евлогием.
Но уже в 1926 году митрополит Евлогий размежевался с Архиерейским Синодом и, в 1927 году, вошёл в подчинение Московскому Патриархату, возглавляемому Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием. При этом от него отделились приходы, решившие сохранить верность Русской Зарубежной Церкви, образовавшие параллельную Западноевропейскую епархию РПЦЗ с центром в Париже.
Следует дословно разъяснить предыдущий абзац:
- «митрополит Евлогий размежевался с Архиерейским Синодом»; Синод — главный управляющий орган из священства и мирян, выразил несогласие Евлогию вследствие чего Евлогий перестал быть их первосвященником в изгнании, но увёл за собой часть приходов;
- «вошёл в подчинение Московскому Патриархату, возглавляемому Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием» — Сергий был на этой должности до 1943 года, когда стал избранным Патриархом, а Евлогий ушёл от своей, вверенной ему Сергием Церкви чтобы получить новую юрисдикцию;
- «образовавшие параллельную Западноевропейскую епархию РПЦЗ с центром в Париже» — большая часть приходов не разрывавшая канонического общения с «Москвой» и перешедшая 31 августа 1945 года в юрисдикцию Московского Патриархата.
Евлогий не долго пробыл в новой юрисдикции. Уже в 1930 году митрополит был отрешён от должности за участие в молении о страждущей Русской церкви в Лондоне по приглашению архиепископа Кентерберийского.
Здесь следует отметить, что митрополит Сергий испытывал сильное давление на свой церковный аппарат со стороны контролирующих структур в связи с информацией о «провокационных службах Евлогия». Каждый неверный шаг Евлогия ОГПУ оценивал как политическую провокацию. Поэтому, когда митрополит совершил грех экуменизма, сослужив службу вместе с главой Церкви Англии, Сергий его с несказанной лёгкостью расчитал от дел. Временный Патриарший Священный Синод подтвердили указ об увольнении митрополита Евлогия и постановили упразднить Епархиальный совет в Париже. Управление западноевропейскими приходами было поручено митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию
Вот тогда же и случился грех второй. Так как резиденцию в Париже и ряд приходов в нескольких городах Европы терять было очень жаль, Евлогий посоветовался с такими же озабоченными викариями (епископами, не имеющими своей епархии и помогающие в управлении епархиальному епископу) и они приняли решение… обратиться с ходатайством к Константинопольскому Патриарху о переходе в его юрисдикцию, хотя прежде отвергали претензии Константинопольской Церкви на управление приходами русской диаспоры.
Об экуменизме
Экуменизмом называют движение по сближению и объединению различных христианских конфессий. Для читателя невоцерковлённого такое движение может казаться верным и прогрессивным.
Но, если посмотреть на ситуацию изнутри церкви, как социальной ячейки общества, то можно увидеть причину страха экуменизма. Представьте себе, что одной мафии предлагается поучаствовать в каком-то «деле» с другой мафией. Резонным будет вопрос: кто будет рулить «делом»? Чей «вор в законе» будет авторитетом в этой ситуации? Если кто-то «прогнётся» пусть и временно, пусть и по одному «делу», то не станет ли это сигналом к тому, чтобы «выяснить» опытным путём — а не прогнётся ли в других «делах», Такое «выяснение» может привести к войне мафий между собой до момента, пока одна не подомнёт другую и не поглотит её, а какому «авторитету» это надо? Лучше «пасти» и «стричь» своих коммерсов, чётко разграничив «зоны влияния». В такой ситуации — представьте себе, как будет выглядеть для мафиози, если кто-то из одной мафии, начнёт водить «шашни» под носом «авторитета» с другой? Такой «грех» не прощается, поскольку это — подрыв авторитета и повод к тому, чтобы другая мафия начала «выяснение» по дальнейшему «прогибу» опытным путём. «Согрешивший» жестоко карается.
А какова динамика грехопадения Евлогия? Ему сначала было всё равно с кем служить (не совсем так, конечно, он купился на титул архиепископа Кентерберийского), а потом стало всё равно кому служить. Почувствуйте разницу.
Под Фанаром
17 февраля 1931 года патриархом Константинопольским Фотием II русские приходы были объединены во «временно единую особую экзархию (особую административно-территориальную единицу, зарубежную по отношению к основной церкви) Святейшего Патриаршего Вселенского Престола на территории Европы», которая находилась в «прямой юрисдикции» Константинпольского патриарха; митрополиту Евлогию был пожалован титул патриаршего экзарха. Грамота патриарха Фотия особо оговаривала недопустимость использования церковного амвона в политических целях. Как вспоминал митрополит Антоний Сурожский:
«Патриаршей Церкви тогда остались верными человек 40 — 50 в Париже, и человек 10 — 15 в Ницце, маленький приход в Берлине, малюсенький приход в Бельгии — это всё, что было. Все остальные ушли под Константинополь».
При этом митрополит Евлогий подчёркивал, что:
«мы, конечно, не отрываемся, не отказываемся от Матери Русской Церкви».
Тем не менее, 30 апреля 1931 года митрополит Евлогий и его сторонники были запрещены в священнослужении Временным патриаршим Синодом митрополита Сергия:
«ввиду продолжающегося неповиновения митрополита Евлогия подвергнуть его совершенному запрещению в священнослужении».
Далее следовал целый ряд манипуляций в результате которых зкзархат будто бы возвращался в лоно РПЦ в 1943 году и отпускался из Константинопольской Патриархии в самостоятельное плавание в 1965-м году но все эти импульсы затухали и формальная принадлежность Фанару торжествовала. Видимо дух свободолюбия русских прихожан берёг их от вмешательства Константинополя в дела службы и от вмешательства Москвы в дела приходские.
Томос
19 июня 1999 года томосом патриарха Константинопольского Варфоломея подтверждалось пребывание архиепископии под омофором патриарха Константинопольского и восстанавливался её статус экзархата.
Томос — указ предстоятеля поместной церкви по важному вопросу.
Что послужило причиной патриаршего освидетельствования? Не иначе, как активность РПЦ за границей России.
С начала 2000-х годов митрополит Кирилл принимает активные попытки по созданию митрополии многонациональных церквей в Западной Европе. Ему явно препятствует Варфоломей. А наша героиня оживает, как объект вожделений, начинает крутить головой и верить, что она на самом деле хороша.
В 2010 году французский суд признал право собственности Российской Федерации на Николаевский собор в Ницце, бывший в ведении приходской ассоциации, находящейся в юрисдикции экзархата; 15 декабря 2011 года здание собора было передано представителю Корсунской епархии Московского патриархата.
Что означает сей пассаж? Если ты крокодил и не можешь откусить всю руку, откуси палец, но с брильянтом. Всё равно этот палец принадлежит Варфоломею. А он — «плохой». Игра такая. «Плохой-хороший патриарх». На снимке Светлана Медведева играет в эту игру. Ведёт Кирилл. «Плохой» — опять Варфоломей.
«Последние времена»
В 2014 году в состав архиепископии перешёл приход Архангело-Михайловской церкви в Каннах.
28 марта 2016 года в Париже прошли выборы нового главы архиепископии. В качестве кандидатов были предложены две кандидатуры: епископ Иоанн (Реннето) и иеромонах Порфирий (Плант), набравшие соответственно 150 и 23 голоса выборщиков.
27 ноября 2018 года Синод Константинопольской церкви принял решение об упразднении Архиепископии русских церквей в Западной Европе и интеграции её приходов:
«в различные святые митрополии Патриархата».
Данное решение, согласно коммюнике Вселенского патриархата, было:
«направлено на дальнейшее укрепление связи приходов русской традиции с материнской церковью Константинопольского патриархата»
Это похоже на смешивание колоды. Интересант хорошо изучил колоду и знает крап. Он может вытащить любую карту узнав её по рубашке.
Следует разместить приходы на новой колоде. Пусть снова изучает колоду.
28 ноября 2018 года Епархиальное управление архиепископии сообщило, что:
«Священный Синод Патриархата 27 ноября 2018 года принял решение упразднить статус Экзархата нашей Архиепископии».
Уточнялось, что решение Священного синода ещё официально не получено архиепископией и было принято без предварительных консультаций с архиепископом Иоанном (Реннето).
Помните результаты выборов? За Иоанна 150 к 23. Порфирий был ставленником Фанара, а этот ставленник архиепископии как прихода. Приход — это собрание людей, церковь, которая любит своего отца Иоанна. Так зачем Синоду советоваться с ним? Иоанн будет пока на стороне прихода.
2 декабря Совет архиепископии выпустил коммюнике, в котором постановление Синода названо неожиданным. Русские приходы заявили о своей решимости сохранять верность и подчинение архиепископу Иоанну. В документе говорится о намерении поддерживать свою русскую идентичность.
Свято-Сергиевский институт
Уважаемые читатели! Вспомните конец ноября прошлого года. Не приходилось ли вам в лице какого-нибудь коллектива отстаивать свою идентичность? Спрашиваем не из праздного любопытства. «Школа Аналитики» в лице авторов статьи и их коллег отстаивала свою идентичность перед коллективом в рамках которого находилась. И отстояла. И этот процесс продолжается и в нашем коллективе и во всём мире, потому что он глобальный. Мало отделиться от кого-то или наоборот присоединится. Важно понять, куда тебе с этим двигаться завтра. Как говорил «патриарх» советской эпохи:
«Прежде, чем объединяться, и для того, чтобы объединиться, мы должны сначала решительно и определенно размежеваться» (Из «Заявления редакции «Искры» (1900), написанного В.И. Лениным).
Свято-Сергиевский институт был порождением эмиграции и его лебединой песней как для митрополита Евлогия, так и для значительной части русской эмиграции Европы.
18 июля 1924 года была приобретена усадьба немецкого протестантского пастора в связи с расширением русского прихода и сворачиванием германского религиозного присутствия.
В 1825 году был освящён храм и институт, который побоялись назвать Духовной Академией, так как фигура Евлогия несла в себе элемент церковного раскола уже в те годы.
Тем не менее преподавательский состав и попечители составили имя парижской эмиграции. Профессор церковной истории Карташов, протоиерей Сергий Булгаков, протоиерей Георгий Флоровский, игумен Кассиан (Безобразов), Василий Зеньковский, Георгий Федотов, Иван Мейендорф, Александр Шмеман составили список богословских авторитетов института перекочевавших позднее, как авторы в Россию.
Напоминаем, это был расцвет религиозной мысли эмиграции. Сам же институт к началу ХХI века деградировал и погряз в процессах экуменической ассимиляции.
Тем не менее, всё подворье представляет для «Москвы» желанный приз в «Битве за Париж». Идеологически подпадая под политику Фанара Свято-Сергиевский институт 28 ноября заявил о признании решения Патриарха Варфоломея и переходе в Галльскую митрополию.
События нынешнего года
7 февраля 2019 года митрополит Галльский Эммануил направил открытое обращение ко приходам архиепископии, в котором пообещал, что, при условии, если они вольются в Галльскую митрополию, сделает всё возможное для сохранения архиепископии как административно-территориальной единицы. В частности, он пообещал «в статусе викариата сохранение существующей ассоциации, которая будет продолжать управлять принадлежащим ей имуществом и функционировать в соответствии со своими собственными уставами, возможно, с некоторыми необходимыми изменениями».
23 февраля 2019 В Париже под председательством архиепископа Иоанна на чрезвычайном общем собрании архиепископии, состоящем из всех членов клира и избранных мирян — представителей приходов и общин, 191 человек из 206 присутствовавших проголосовал против роспуска архиепископии и за сохранение её как единой церковной структуры; решение о выборе юрисдикции принято не было; продолжилось богослужебное поминовение архиепископом Константинопольского патриарха.
В июне 2019 года Факт очередной встречи Иоанна с представителями Московского патриархата в Вене для переговоров об условиях вхождения архиепископии в юрисдикцию Московского патриархата был подтверждён «Независимой газете» обеими сторонами переговорного процесса. В начале августа стали известны условия https://credo.press/wp-content/uploads/2019/08/TEXTE-FINAL-RUSSE-8-08-2019.pdf, на которых Московский патриархат может принять Архиепископию. Как видно из документа, РПЦ МП рассматривает Свято-Сергиевский богословский институт неотъемлемой частью своих интересов.
Итак, упомянутый институт по идеологическим критериям, местоположению и известности является крупной жемчужиной в приданом «дурнушки». А что же ещё составляет приданое? 65 приходов, 32 общины, 11 действующих церквей, 2 монастыря, 7 скитов — во Франции (40 приходов), Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Германии, Норвегии, Швеции, Дании, Италии и Испании; клир насчитывает более 100 священников и 30 диаконов. Bо Франции Архиепископия является численно главенствующей православной епархией. Получить невесту с приданым на эгрегориально-матричном уроване означает для РПЦ МП — получить Францию и ключи от Парижа.
Драма отца Иоанна и дочери-церкви
Итак, трагический выбор Иоанна Реннето состоялся в Вене. В праве ли он был решать за всю церковь? Не в праве. Уже более поздние события покажут, что своими действиями он совершает каноническое преступление переходя на службу МП. Та же РПЦ МП подвергла анафеме украинского Денисенко за переход к Варфоломею, а Реннето встретит чуть ли не артсалютами. Сама эта июльская встреча играет роль продажи дочери отцом. Как это у Тургенева?
« Жид взглянул боязливо, потом нагнулся ко мне.
— Такая красавица, ваше благородие, такая!.. — Гиршель опять закрыл глаза и вытянул губы. Ваше благородие, прикажите… увидите сами… что теперь я буду говорить, вы будете слушать… вы не будете верить… а лучше прикажите показать… вот как, вот что!
Я молчал и глядел на жида.
— Ну, так хорошо; ну, вот хорошо; ну, вот я вам покажу…— Тут Гиршель засмеялся и слегка потрепал меня по плечу, но тотчас же отскочил, как обожженный.
— А что ж, ваше благородие, задаточек?
— Да ты обманешь меня или покажешь мне какое-нибудь чучело.
— Ай, ваи, что вы такое говорите? — проговорил жид с необыкновенным жаром и размахивая руками. — Как можно? Да вы… ваше благородие, прикажите тогда дать мне пятьсот… четыреста пятьдесят палок, —прибавил он поспешно… — Да вы прикажите…
В это время один из моих товарищей приподнял край палатки и назвал меня по имени. Я поспешно встал и бросил жиду червонец.
— Вецером, вецером, — пробормотал он мне вслед».
Вецером
Фанар попытался обезвредить Реннето.
29 — 30 августа Решением Синода Константинопольского патриархата Иоанн Реннето освобождён от пастырского попечения над приходами бывшего экзархата, каковое поручено митрополиту Галльскому Эммануилу. Кроме того, настоятелем «святого храма» Александра Невского в Париже назначен протоиерей Алексий Струве.
Ожидалось, что архиепископия примет решение о юрисдикционной принадлежности на чрезвычайном общем собрании, которое было назначено Иоанном (Реннето) на 7 сентября 2019 года. Повестка дня собрания, согласно Коммюнике епархиального управления, опубликованному на официальном сайте архиепископии 3 сентября 2019 года, была скорректирована, и предусматривала теперь только вариант перехода в Московский патриархат.
4 сентября Циркулярным письмом митрополит Галльский Эммануил как временно управляющий приходами бывшей архиепископии на переходный период извещал, что собрание, назначенное на 7 сентября, если оно состоится, не может иметь никаких полномочий для принятия решений, и повторил высказанное им ранее предложение о учреждении викариатства, в котором бы сохранялись положения устава и литургическая традиция бывшей архиепископии.
5 сентября Фанар назначает Эммануила главой архиепископии русских приходов в Западной Европе.
7 сентября После длительной дискуссии участники чрезвычайной (внеочередной) Генеральной ассамблеи (Общего собрания) Русской архиепископии с центром в Париже, ранее входившей в Константинопольский патриархат, приступили вечером к тайному голосованию (с помощью бюллетеней) о вхождении архиепископии в состав РПЦ МП. Генеральная ассамблея проходила в помещении католического монастыря недалеко от собора св. Александра Невского на улице Дарю в Париже под председательством архиепископа Иоанна, отстраненного от управления архиепископией патриаршим и синодальным указом Константинопольского патриархата.
В бюллетень, розданный 170 делегатам собрания, включен единственный вопрос:
«Принимаете ли Вы акт о каноническом присоединении Архиепископии к Московскому Патриархату, представленный в опубликованном документе?»
58 % делегатов проголосовали за присоединение к РПЦ МП. Против этого предложения, проголосовал 41 % делегатов.
Таким образом, предложение не набрало необходимых двух третей голосов участников Генеральной ассамблеи.
8 сентября На портале «Кредо-Пресс» вышла статья следующего содержания:
«Нельзя оценить сражение, не понимая характер войны. Нельзя и разобраться с судьбой Русской парижской архиепископии, не понимая смысла войны между Москвой и Константинополем.
Еще в период подготовки Критского собора 2016 года определилось, что это война не за отдельные территории, пусть даже такие большие, как Украина, а за «мировое господство». Критский собор подвел итог неформальных переговоров мирного времени: по-хорошему не договорились, значит, будет война. Москва всё равно думала, что её только пугают войной, пока не получила украинский Томос.
Цель войны, как её ставит для себя Константинополь, вполне прозрачна: это не преобладание на отдельных территориях, а фактическое исключение РПЦ МП из любых международных структур. Это исключение не обязательно должно быть формальным и абсолютным. РПЦ хотят превратить в церковный аналог чего-то в спектре от Ирана (как минимум) до Северной Кореи, но без ракет (в идеале). Любой шаг в сторону осуществления этого плана отзовется внутри России очередным сдвигом в направлении секуляризации государства: чем меньше ценность РПЦ МП как ресурса международного влияния, тем меньше заинтересованности властей нарушать ради неё Конституцию…
Для Константинополя главная проблема теперь — добиться, чтобы лояльные ему Церкви сами инвестировали в изоляцию РПЦ МП. Добровольно они этого делать не будут. Во-первых, просто из-за главнейшего поповского принципа «ласковая телка двух маток сосет», во-вторых, потому, что сейчас такой момент, когда Москва готова платить за любые проявления лояльности, и это открывает небывалые перспективы для церковно-политического бизнеса. Всякие иерусалимские/александрийские патриархаты уже вовсю пытаются освоить новые ресурсы, называя это миротворчеством… Вероятно, в «мировом православии» нет ни одного субъекта, который не пытается сейчас что-то получить с Константинополя или Москвы, но, лучше, если с обоих.
Нынешний скандал с парижской архиепископией имеет подобное же происхождение. Идея упразднить архиепископию именно сейчас — это личный бизнес нескольких епископов Константинопольского патриархата вопреки интересам патриархата в целом.
В парижском конфликте был неизбежен захват Москвой части западноевропейской русской паствы. Но количество паствы, особенно если это не эмигранты, а не имеющие корней вне России «экспаты», погоды не делает и даже недвижимость не контролирует. Их потерять не жалко, а кто-то и вздохнет с облегчением. Важны структуры — которые владеют недвижимостью и могут действовать организованно в церковной политике. Тут и развернулась главная борьба: у Москвы появился шанс захватить администрацию архиепископии, так как она смогла «уговорить» (употребим этот эвфемизм вместо «коррумпировать») главу архиепископии и часть активистов. Но 7 сентября состоялась решающая битва, в которой Москва проиграла. 58 % голосовавших высказались за переход под Москву — это очень много и означает в ближайшем будущем значительную потерю паствы. Но это меньше, чем две трети голосов, что было необходимо для перехода под Москву юридической структуры архиепископии. Для Москвы и для коррумпированной Москвой верхушки архиепископии это поражение. Для самой архиепископии — это и победа, и шанс на очищение от заметной части постсоветских верующих, засоривших её паству (а также, может быть, и от дезориентированных потомков старой эмиграции, которые для архиепископии превращаются из лишнего балласта во взрывоопасный груз, который надо бы сбрасывать в первую очередь).
Но самое важное — другое: то, что важно за пределами архиепископии. В лице непримиримой к Москве части архиепископии Константинополь получил, наконец, хорошо мотивированное антимосковское лобби, которое будет оказывать давление на всевозможных соглашателей с Москвой, в каких бы юрисдикциях те ни находились».
8 сентября Спикер ПЦУ Архиепископ Черниговский и Нежинский Евстратий (Зоря) возглавил 8 сентября литургию в храме святого Стефана в Париже — кафедральном соборе Галльской митрополии Константинопольского патриархата.
Это событие — акт политический, показывающий клирикам и приходу архиепископии, религиозные завоевания Константинополя. ПЦУ — трофей Фанара.
14 сентября Бывший управляющий Русской архиепископией Константинопольского патриархата архиепископ Иоанн объявил о своём переходе в юрисдикцию РПЦ МП.
14 сентября Синод РПЦ МП рассмотрел обращение архиепископа Иоанна, возглавляющего, по версии Московской патриархии, архиепископию западноевропейских приходов русской традиции. Между тем, 2 сентября Константинопольский Патриарх Варфоломей, в юрисдикции которого находился архиепископ Иоанн, уволил его на покой.
Постановление Синода гласит:
«Принять архиепископа Иоанна (Реннето) в юрисдикцию Московского Патриархата с титулом «Дубнинский», а также всех желающих того клириков, находящихся под его руководством, и приходы, которые выразят такое волеизъявление. Поручить архиепископу Дубнинскому Иоанну управление упомянутыми приходами. По получении обращения от собрания представителей приходов иметь дополнительное суждение для определения канонической формы их организации, исходя из исторически сложившихся особенностей епархиального и приходского управления, а также богослужебных и пастырских традиций, установленных митрополитом Евлогием с учетом условий существования возглавляемого им церковного удела в Западной Европе».
15 сентября дьяк Андрей Кураев пишет в своём блоге:
«Из епископской присяги, принесённой Иоанном Реннето при епископской хиротонии в 2015 году:
je confesse garder la paix de l’Église et ne penser d’une aucune manière en sens contraire ma vie durant, suivant et me soumettant, en tout, à mon Très saint seigneur et maître, le Patriarche œcuménique Bartholomaios, ajoutant que dans la crainte de Dieu et selon un avis agréable à Dieu, je me garde pur de toute idée maligne, de toutes mes forces. En outre, je confesse garder inviolables et immuables les prérogatives du Trône patriarcal apostolique et œcuménique jusqu’à mon dernier souffle.
Тут он обещается хранить верность своему Пресвятому владыке и учителю экуменическому патриарху Варфоломею, сохраняя нерушимыми все прерогативы вселенского патриаршего престола до моего последнего дыхания.
Когда присягу нарушил Филарет Денисенко — Москва его оглушила анафемой. Когда присягу нарушил Иоанн Ренетто — его встречают чуть не с артиллерийским салютом».
15 сентября Тем временем выяснилось, что всю неделю в Париже работал первый заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Николай Балашов и епископ Звенигородский Савва (Тутунов), который когда-то родился и вырос в Париже. 14 сентября митрополит Антоний (Севрюк) прибыл в Париж. Расчёт московских церковных дипломатов был прост: ошеломить христиан архиепископии захватом собора на рю Дарю, который издавна был и резиденцией правящего епископа.
Так московская команда рассчитывала деморализовать, в первую очередь, Совет архиепископии. Однако, совет сумел собраться уже в субботу вечером и выработать коммюнике, которое было разослано по приходам.
В воскресенье, 15 сентября, события приняли неожиданный оборот. Митрополит Антоний был вызван к послу РФ во Франции Алексею Мешкову, с которым, как выяснилось, иерарх не согласовывал своих действий по захвату собора. После довольно резкого разговора, вечером 15 сентября, митрополит Антоний был срочно отозван в Москву. На прошедшей неделе митрополит Галльский Эммануил, временно управляющий приходами архиепископии, сохранившими верность Константинопольскому патриархату, встречался с министром по делам культов Франции и поставил её в известность о событиях вокруг архиепископии. По сути, митрополит Антоний и о. Николай Балашов, минуя МИД России, вели свою игру, связанную, между тем, с внешнеполитическими интересами РФ.
Архиепископ Иоанн днём в воскресенье лично обзванивал настоятелей тех приходов, которые отказались переходить с ним в РПЦ МП, и угрожал им прещениями. Вечером в воскресенье он отбыл на лечение в Женеву. Теперь протоиерею Николаю Балашову предстоит в одиночку расхлебывать скандал.
Митрополит Галльский Эммануил уже в субботу проинформировал Вселенского Патриарха о переходе архиепископа Иоанна в РПЦ МП.
16 сентября В Париже вновь собрался Совет архиепископии, чтобы выработать дальнейший план действий.
Вместо послесловия
Как мы понимаем, история продолжается. Но, некоторым СМИ в России уже дана команда трубить «об историческом воссоединении церквей».
Если кто-то считает себя частью большого, и бездумно приветствует инициативу от имени большого, то он не против, от имени большого, пожрать малое, не отдавая отчёта, что малое — это малая церковь, которая стремится в молитве к воссоединению с Богом. Ведь Церковь — это не иерархия, а собрание людей, которые стремятся совместно с Богом, внемля ему, решать свои конкретные жизненные задачи. Может не стоит им в этом «помогать»?