Субботники: анахронизм или созидательная перспектива?
Оглавление
- 1 Знаком каждому, но непрост на поверку
- 2 Субботники в 1920 — 40-е годы: энтузиазм и стратегическое содержание
- 3 Вторая половина столетия: разнонаправленные тенденции
- 4 Нынешнее положение дел: безыдейность на фоне волонтёрства
- 5 Взгляд в будущее: преображение опыта и императивы новой эпохи
- 6 Материалы:
Этой осенью в Свердловской области завершился длившийся в течение месяца Восьмой Всероссийский субботник, организованный общероссийским экологическим общественным движением «Зелёная Россия». По итогам прошлого года аналогичное мероприятие собрало более 10 млн граждан и 80 тыс. предприятий в 85 регионах страны. В наши дни изменились форма мероприятия, состав организаторов, объекты благоустройства, при этом сама советская традиция сохранилась. Между тем, проведение субботников сегодня вызывает у части общества неоднозначную реакцию: кто-то говорит о бесплатном, даже принудительном труде, кто-то — о показном характере мероприятий и сравнительно малой пользе для экономики. Чтобы лучше разобраться в сущности этой формы организации совместного труда и её роли в общественной жизни наших стран сегодня, приглашаем читателей погрузиться вместе с нами в исследование истории и перспектив данного социального явления с новых методологических позиций.
Итак… все на субботник?
Знаком каждому, но непрост на поверку
В самом общем смысле, понятном рядовому человеку, субботник (или воскресник) — это добровольный бесплатный общественно-полезный труд, сознательно организованный в свободное от основной работы время. Сами эти названия связаны с выходными (субботой или воскресеньем), в которые данные мероприятия обычно организовывались.
Согласно определению, приведённому в Большой Советской Энциклопедии (БСЭ):
«Коммунистические субботники — одна из форм добровольной бесплатной работы советских трудящихся на благо общества, характеризующая их коммунистическое отношение к труду. По своему характеру и содержанию Коммунистические субботники несли зачатки социалистического соревнования, явились одной из первых его форм».
Коммунистические субботники возникли весной 1919 года, в период Гражданской войны и военной интервенции, в ответ на призыв В.И. Ленина улучшить работу железных дорог. Инициатором первого коммунистического субботника выступила партийная ячейка депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги. В ночь на субботу 12 апреля пятнадцать коммунистов депо, проработав десять часов, отремонтировали три паровоза.
10 мая состоялся первый массовый (205 человек) коммунистический субботник на Московско-Казанской железной дороге. В мае они прошли на Александровской, Николаевской, Рязано-Уральской, Московско-Виндавской, Курской железных дорогах. Вслед за железнодорожниками коммунистические субботники провели рабочие фабрик и заводов Москвы и других городов. Движение охватило широкие слои рабочего класса. Опыт первых коммунистических субботников был обобщён В. И. Лениным в произведении «Великий почин». Отмечая огромное историческое значение коммунистических субботников, Ленин назвал их фактическими ростками коммунизма, великим:
«сознательным и добровольным почином рабочих в развитии производительности труда, в переходе к новой трудовой дисциплине, в творчестве социалистических условий хозяйства и жизни» (Полн. собр. соч., 5-е изд., т. 39, с. 18).
Новый подъём коммунистических субботников в ноябре-декабре 1919 года был связан с борьбой с топливным кризисом в стране. В циркулярном письме ЦК РКП (б) «На борьбу с топливным кризисом» В.И. Ленин нацелил партийные организации на систематическое проведение коммунистических субботников. Субботники проводились также в воинских частях, в деревнях. Наибольшего размаха движение достигло в 1920 году. В январе, во время «Недели фронта», тысячи рабочих трудились на коммунистических субботниках в помощь фронту.
По решению IX съезда РКП(б) 1 мая 1920 года был проведён Всероссийский субботник-маёвка. В Кремле на субботнике работал В. И. Ленин. В Москве в субботнике участвовало 425 тыс. человек, в Петрограде — 165 тыс. человек, сотни тысяч человек вышли на субботник в других городах. В 1920 году проводились также коммунистические субботники помощи Западному и Южному фронтам, интернациональной солидарности и помощи венгерским и французским рабочим, коммунистические субботники, посвящённые «Неделе крестьянина», и другие. Коммунистические субботники и воскресники проводились в годы восстановления народного хозяйства, индустриализации СССР, в период Великой Отечественной войны 1941 — 45 годов.
В послевоенные годы они проводились для ускорения строительства хозяйственных объектов, клубов, школ, озеленения городов и т.п. Во Всесоюзном коммунистическом субботнике, посвящённом 50-летию первых субботников (апрель 1969 года), во Всесоюзном коммунистическом субботнике в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина (апрель 1970 года) и во Всесоюзном коммунистическом субботнике в честь дня рождения В. И. Ленина и 50-летия образования Союза ССР (апрель 1972 года) приняло участие почти всё трудоспособное население страны. Во время каждого из субботников 1970 и 1972 годов было выработано промышленной продукции на сумму свыше 600 млн рублей [ 1 ].
Вот что писал о сущности субботников Вячеслав Михайлович Молотов в период их зарождения:
«[…] добровольно принятое решение организованных рабочих — бесплатно отработать для общей пользы в часы своего отдыха лишнее время сверх обычной и обязательной работы — и есть решение вопроса о субботниках.
Такова сущность субботников и воскресников. Начало им положили коммунисты» [ 2 ].
В современных условиях субботниками в основном называют работы по благоустройству территорий, которые проводят не специализированные организации, а сотрудники, служащие или учащиеся.
До советских времён словом «субботник» обозначали и другие явления: поминальные книги для чтения по субботам; религиозные общины, устанавливающие празднование субботы вместо воскресенья; наказания гимназистов в конце учебной недели. Однако мы не обнаружили связь этих явлений с тем, что возникло в советские годы.
На субботники похоже историческое явление из крестьянской среды — толо́ка. Это форма деревенской взаимопомощи, работы сообща. Толоку организовывали для выполнения срочных масштабных работ: сбор урожая, вырубка леса, сооружение домов, строительство дорог и т.д.
Опыт проведения субботников в СССР был также перенят руководством ряда зарубежных стран. Так, в современной Руанде правительство пытается повысить сплоченность общества, в частности, и за счёт совместного безвозмездного труда всего населения раз в месяц, когда абсолютно всё население страны, и даже президент, работают полдня на общественно значимом объекте [ 3 ].
Рассматривая эволюцию субботника как социального явления, следует отметить принципиальное отличие его общественного значения в первые десятилетия Советской власти и на закате советской эпохи, вплоть до наших дней. Это отличие будет сопровождать нас на всём протяжении нашего исследования, здесь же лишь кратко обозначим его существо для удобства читателя.
В первые десятилетия Советской власти субботники носили идейно обусловленный характер и благодаря тому, что лежащие в их основе идеи построения определённого общественно-экономического уклада разделяло большинство их рядовых участников, они могли приносить результаты, имеющие стратегическое значение для государства. На закате же советской эпохи и вплоть до наших дней субботники утратили свою обусловленность идеями такого класса, которые бы объективно разделяло трудящееся большинство, в связи с чем результаты их проведения носят сугубо тактический характер, сводясь главным образом к сфере благоустройства и не достигая былого общегосударственного стратегического значения.
Наряду с этим, результаты труда на субботниках, проводимых в раннесоветскую эпоху, были важны непосредственно для сохранения Советского государства, тогда как в современных условиях ресурсная устойчивость государств позволяет не прибегать к организации субботников исключительно в экономических целях.
Возвращаясь к идеологической составляющей, следует отметить, что субботники как социальное явление с момента своего возникновения всегда в той или иной мере поддерживали идею единения людей в коллективном труде, однако идея эта, явным образом оглашаемая организаторами субботников в советский период, сегодня присутствует в контексте данного мероприятия незримо, продолжая, однако, по умолчанию оказывать своё влияние на общество в целом.
Запомнив вышеизложенный ключевой тезис, перейдём к более подробному изучению исторической эволюции этого явления.
Субботники в 1920 — 40-е годы: энтузиазм и стратегическое содержание
У истоков Великого почина
Спустя полтора года после Октябрьской революции, в разгар Гражданской войны среди членов партии нашлись люди, пожелавшие по идейным соображениям употребить своё свободное время для сверхурочного труда в стратегических интересах страны. Эти люди были убеждёнными сторонниками идеи о построении государства нового типа на новых принципах общественного устройства, они были внутренне уверены как в правоте, так и в практической осуществимости этой идеи, а следовательно, готовы были на деле поддерживать её воплощение в жизнь. Приведём историческое свидетельство об этом знаковом событии из уст его организаторов:
«Работу начали в 8 часов вечера и закончили в 6 часов утра. Работали на холодных паровозах, которые подлежали промывке. Было начато три паровоза: № 358, 504, 7024. Когда ремонт был исполнен в полном смысле и паровозы затопили, все члены партии, работавшие добровольно, перешли в вагон, где пили чай, обсуждали текущий момент на Восточном фронте, спели «Интернационал» и стали расходиться по квартирам, а члены партии, занимающие ответственные посты, приступили к своей работе.» [ 4 ]
Прошло около месяца с этого первого известного советской истории факта проявления трудового энтузиазма в такой форме, и 10 мая 1919 года состоялся первый массовый коммунистический субботник на Московско-Казанской железной дороге, в котором приняли участие уже 205 человек. В этот день рабочие выпустили из ремонта 4 паровоза и 16 вагонов, произвели большую работу по погрузке и разгрузке вагонов. Производительность труда была выше обычной на 270%. О предпосылках и результатах этого субботника нам рассказывает сам В.И. Ленин в своей известной тематической статье:
«Письмо Ц. К. Р. К. П. о работе по-революционному дало сильный толчок коммунистическим организациям и коммунистам. Общий подъём направил многих коммунистов-железнодорожников на фронт, но большинству их нельзя было оставить ответственные посты и отыскать новые способы для работы по-революционному. Сведения с мест о медлительности работы по мобилизации и канцелярская волокита заставили подрайон Московско-Казанской железной дороги обратить внимание на механизм железнодорожного хозяйства. Оказалось, что по недостатку рабочей силы и слабой интенсивности труда задерживаются срочные заказы и спешный ремонт паровозов. 7 мая на общем собрании коммунистов и сочувствующих подрайона Московско-Казанской дороги был поставлен вопрос о переходе от слов о содействии победе над Колчаком к делу. Резолюция общего собрания, после некоторых колебаний принятая единогласно, гласила: «[…] Коммунистическую субботу ввести во всем подрайоне до полной победы над Колчаком».
Приведённая ниже сводная таблица указывает предприятия и характер работы [ 5 ].
В мае субботники прошли также на Александровской, Николаевской, Рязано-Уральской, Московско-Виндавской, Курской железных дорогах. Вслед за железнодорожниками субботники провели рабочие фабрик и заводов Москвы и других городов. О производительности труда на этих первых добровольно организованных майских субботниках узнаём по сообщению газеты «Правда» от 23 мая 1919 года:
«17 мая на Александровской железной дороге состоялся первый коммунистический «субботник». 98 человек коммунистов и сочувствующих проработали, согласно постановления общего собрания, 5 часов сверхурочно, бесплатно, лишь получив право вторично пообедать за деньги, причем к обеду за деньги же, как рабочим физического труда, было выдано по полфунта хлеба».
Несмотря на то, что работа была слабо подготовлена и слабо организована, всё же производительность труда была выше обычной в 2 — 3 раза.
Вот примеры:
5 токарей в 4 часа сделали 80 валиков. Производительность по сравнению с обычной 213%.
20 чернорабочих в 4 часа собрали старый материал, в количестве 600 пудов и 70 вагонных рессор, по З,5 пуда весом каждая, всего 850 пудов. Производительность по сравнению с обычной 300%.
«Товарищи объясняют это тем, что в обычное время работа надоела, прискучила, а здесь работают с охотой, с воодушевлением. Но теперь стыдно будет в обычное время делать меньше, чем в коммунистический субботник».
«Теперь многие беспартийные рабочие заявляют о своем желании участвовать в субботниках. Паровозные бригады вызываются взять из «кладбища» паровоз в субботник, отремонтировать его и пустить в ход» [ 5 ].
«Четвёртая власть»: влияние программной статьи Ленина
Понемногу феномен субботников выходил на высший государственный уровень. В конце июня 1919 года В.И. Ленин пишет упомянутую статью: «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу «коммунистических субботников»)». В ней он размышляет о значении этого нового явления в жизни страны и всего мира. Должное освещение в прессе побудило последовать описанному Владимиром Ильичом примеру и других идейно убеждённых людей в разных частях страны: после публикации статьи субботники стали проводить чаще, а их участников становилось всё больше. В августе в Москве был 4151 «субботничающий», а в сентябре — 6772. Небольшой спад пришёлся на октябрь, но зато уже в ноябре на бесплатную работу в столице вышли 15 928 человек.
Количество участников субботников резко выросло в 1920 году. В январе их стало свыше 35 тысяч человек. Причём большинство — почти 25 тысяч — были беспартийными. Дело в том, что в первый месяц года по всей стране прошла Неделя фронта. Ленин и партия призывали советских граждан усиленно трудиться и тем самым помогать Красной армии.
В Москве Неделя фронта началась с массового субботника. Рабочий день был увеличен, а сверхурочная оплата шла в помощь армии. В феврале на субботники вышли более 40 тысяч человек. И снова большинство участников были беспартийными [ 6 ].
Подход руководства страны: государственные задачи и обратные связи
Между тем, политическое руководство сочло целесообразным преобразовать эпизодическое социальное проявление идейно обусловленного трудового энтузиазма в системно организованное регулярное мероприятие, которое позволило бы решать ряд управленческих задач общегосударственного значения:
- Формирование нового отношения граждан к коллективному труду;
- Совершенствование производственной культуры;
- Ускоренное преодоление разрухи, голода, рост выпуска стратегической продукции и повышение обороноспособности страны;
- Выявление членов партии, не являющихся идейными коммунистами.
Такое преобразование, однако, оказалось либо не вполне продуманным в части путей и средств достижения стратегических целей, либо же отдельные политические силы в составе руководства страны продумали некоторые пути и средства злонамеренно, тем самым закладывая основы дискредитации этого благого начинания уже на раннем этапе его планирования (чего нельзя исключать в рассматриваемую эпоху, отмеченную активным противоборством троцкистской и большевистской идеологий). В этой связи представим вниманию читателя фрагменты ряда исторических документов:
3 апреля 1920 г. IX съезд РКП(б) постановил:
«Превратить международный пролетарский праздник 1 Мая, выпадающий в этом году на субботу, в грандиозный Всероссийский субботник». [ 7 ]
Постановление Президиума ВЦИК о превращении празднования 1 мая 1920 г. во Всероссийский субботник:
«В связи с обращением главных усилий страны на трудовой фронт Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета постановляет празднование Первого мая превратить во Всероссийский субботник». [ 8 ]
Выдержки из Положения ЦК РКП(б) о коммунистических субботниках и воскресниках (не позднее мая 1920 г.):
«I. ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ СУББОТНИКОВ
1. Субботники являются одной из форм пропаганды идеи трудовой повинности и самоорганизации рабочего класса. […]
4. На субботниках должна быть выработка не менее установленных норм, но участники субботников должны стремиться превзойти эти нормы. […]II. ОРГАНИЗАЦИЯ СУББОТНИКОВ
2. Практическое осуществление организации субботников возлагается парткомами на тройки, выделенные ими для проведения трудповинности. […]
III. ПРОВЕДЕНИЕ СУББОТНИКОВ
5. Субботники продолжаются обычно 2 часа, но каждый раз могут быть продлены по распоряжению организатора субботника и по соглашению с администрацией.
6. Денежной оплате субботники не подлежат. […]
IV. ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ СУББОТНИКОВ
1. Каждый член партии своим личным примером в труде, пропагандой должен привлекать для участия в субботниках беспартийные трудящиеся массы.
2. Каждый член партии обязан участвовать в субботнике не менее 2 раз в месяц.
3. Члены партии, уклоняющиеся от участия в субботниках или относящиеся недостаточно серьезно к работе, предаются партийному суду, как нарушающие партийную дисциплину, по заявлению старшего или ответственного организатора субботника.[…]
V. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УЧАСТИЯ В СУББОТНИКЕ
1. Все лица моложе 16 лет.
2. Беременные женщины; беременные в период ранее 8 недель до родов могут участвовать в работах, не требующих физического напряжения.[…]» [ 9 ]
Как следует из последнего приведённого документального свидетельства (отдельно обратим внимание читателя, что источник его — непосредственно ЦК Партии), уже в 1920 году впервые юридически закрепляется обязанность участия в субботнике для членов партии. Более того, для них была закреплена и обязанность привлекать к участию беспартийных, а следовательно, обязательный характер мероприятия косвенным образом неотвратимо распространялся на ещё большую часть общества: чтобы исполнить свою обязанность и не попасть под предусмотренные законом санкции, члены партии так или иначе должны были вовлекать остальных граждан в орбиту обязательного для них самих мероприятия.
Столь категоричная форма «пропаганды идеи трудовой повинности» (как гласит об этом сам документ), избранная в то время политическим руководством страны, не замедлила вызвать у части общества закономерное сопротивление. В качестве примера такого социального отторжения представленных здесь читателю законодательных нововведений приведём выдержки из листовки «К трудящимся Петербурга», составленной группой анархистов в 1920 года:
«Праздник 1-го Мая, праздник трудящихся всего мира Советская власть, «власть самих крестьян и рабочих», как она себя теперь именует, превратила во всеобщий день труда, назвав его «Праздником Труда», сделав это, как и все, что делает власть, своим приказом.
Уже 34-й год трудящиеся всего мира празднуют 1-ое Мая, показывая в этот день своим врагам рост своей сознательности, солидарности, сплоченности своих сил.
[…] весь революционный РАБОЧИЙ КЛАСС всего мира провозгласил 1-ое Мая Праздником труда, днём протеста, днём демонстраций труда против капитала и власти, днём возмущения против всех поработителей и властителей.
Советская же власть решила в нынешнем году превратить этот всемирный праздник трудящихся во Всероссийский субботник.
Мы не против труда и не против работы, хотя бы даже и в праздник трудящихся. Но мы против принуждения, против того, что рабочие дни превращаются в праздники и праздники в рабочие дни. Не по желанию самих трудящихся, а по слову властителей.
[…] Превратив 1-ое Мая, праздник трудящихся всего мира, в день принудительного труда — Советская власть покрыла себя несмываемым позором. День освобождения трудящихся она сделала днём их порабощения. Она нарушила всемирную солидарность трудящихся.
[…] Власть потопила живое творчество в море бумаг, опутав ими всех и всё. Затеяв превратить 1-ое Мая в субботник с той целью, чтобы использовать этот день для борьбы с разрухой, она исписала на подготовку его и ещё испишет на отчеты о нём такую массу бумаг, что если учесть весь труд и бумагу, которые затрачены на организацию этого принудительного субботника, то окажется, что «овчинка не стоила выделки».
[…] Мы не протестуем против труда, так как только трудом будет создано всеобщее довольство. Но мы протестуем против принуждения! […]» [ 10 ]
Не правда ли, на первый взгляд вполне логичное обоснование? Вместе с тем, субботник 1 мая 1920 года не только состоялся в соответствии с положениями законодательства, но и вызвал большой положительный резонанс в обществе, предъявив сторонним наблюдателям свидетельство массового трудового энтузиазма, дающего при системной организации со стороны государства значимые для всей страны результаты. Но где, в таком случае, были пробелы в аргументации анархистов, ведь разделяй их позицию большинство населения, организованный Партией субботник не смог бы состояться в известном качестве? Чтобы подойти к содержательному ответу на данный вопрос, рассмотрим это событие подробнее, обратившись к фактологическому материалу из доступных письменных источников.
Всероссийским мероприятием субботник стал 1 мая 1920 года. Тогда по всей стране прошли трудовые маёвки. Только в Москве в этот день на работы собралось около 450 тысяч человек, а по стране в целом в мероприятии приняли участие 15 млн граждан, в том числе все первые лица советского государства. Председатель ВЦИК Калинин отработал смену токарем на заводе быв. Михельсона, а на уборку территории Кремля вышел сам Владимир Ленин и четыре часа носил бревна. Сохранилась фотография: группа людей несет массивное бревно, среди них — председатель Совнаркома «в стареньком кургузом пиджачке, зелёных брюках и кепке». Этот сюжет стал сакральным, упоминался во всех жизнеописаниях вождя и был известен каждому советскому школьнику. Позднее он украсил десятки живописных полотен, почтовых марок и агитплакатов.
В одном из свидетельств современников тех событий нашло наглядное отражение личное отношение В.И. Ленина к труду на субботнике:
«И вот в праздничный день Первого мая 1920 года был объявлен Всероссийский субботник. <…> Курсанты выстроились, и начальник курсов объяснил, что надо делать. Очистить кремлевскую площадь от бревен, досок и всякого хлама. Привести Кремль в образцовый порядок. <…> Бревна были тяжёлые. Таскали одно бревно вшестером. Скоро курсанты заметили: Владимир Ильич все старается с толстого конца бревно захватить.
— Не годится так, — решили курсанты. — Надорвётся Владимир Ильич.
— Товарищ Ленин, — сказал один, — не можем мы, товарищ Ленин, чтобы вы тяжести такие таскали!
— Вы же таскаете. А мне отчего нельзя? — возразил Владимир Ильич.
И спокойно к следующему бревну пошагал» [ 12 ].
Эти материалы показывают нам наличие прочной идейной основы мероприятия, пронизывающей в ту эпоху все слои общества снизу доверху: представители высшего руководства страны участвовали в субботнике на равных с рядовыми трудящимися. В таких условиях об «ужасах принуждения» к труду даже среди членов партии (действительно связанных известным юридическим обязательством) могли высказываться только те, кому были чужды сами коллективистские идеалы коммунистического строительства, а значит, и членство в партии для этих граждан носило не идейно обусловленный, а какой-то иной, возможно, корыстный характер.
Тем временем, не только рядовые трудящиеся, но и представители советской интеллигенции недвусмысленно выразили своё положительное отношение ко Всероссийскому субботнику как самим фактом массового участия в нём, так и направлением множества одобрительных отзывов в органы советской печати. В качестве примера приведём сохранившееся до наших дней свидетельство Максима Горького об идеологических основах и общеисторическом контексте проведения Всероссийского субботника в 1920 году:
«Товарищи! Вот, наконец, вам великолепно удалось показать самим себе и всей России, а может быть — всему миру, — что день свободного, дружного труда есть в то же время день прекрасного праздника. Вы убедились сами и сумели убедить множество людей, не веровавших в силу вашу, что физическая энергия рабочего способна творить сказочные чудеса. Десятки тысяч людей впервые увидали, что свободный труд — веселый труд и как чудесно он продуктивен.
[…] Вот именно так, дружными усилиями организованной воли тысяч и десятков тысяч людей, именно так, не иначе — вы построите новый мир — мир красоты, свободы, радости» [ 13 ].
Обращаясь к читателю сквозь минувшее столетие, М. Горький однозначно указывает нам на упущение в аргументации упомянутой ранее группы анархистов: даже введение общеобязательного участия в мероприятиях государственного значения не может дискредитировать их до тех пор, пока в основе их проведения лежит жизненно состоятельная идеология, разделяемая большинством членов общества — именно она является генератором того самого трудового энтузиазма, в массовом порыве которого затухает и чахнет всякое стенание о «принудительном труде», и век спустя так свойственное нашему абстрактному либерализму…
Наглядное подтверждение тому в наши дни — свидетельство Председателя Совета ветеранов Центрального района г. Красноярска Ирины Ивановой, с вдохновением вспоминающей советские субботники в беседе с корреспондентом местной прессы. Во времена СССР она трудилась в отделе компартии и вспоминает, что тогда уборка улиц была добровольно-принудительной, но это мало кого заботило. Для людей субботник, бесспорно, был настоящим праздником.
«Мы все нарядно одевались, могли даже с лозунгами пойти. Обязательно играет музыка, по городу ездит машина с музыкой и идет уборка — город приводим в порядок. И после этого все вместе мы организовывали обед, это была коллективность», — вспоминает Ирина Иванова [ 14 ].
История же СССР идёт вперёд, вступая в сталинскую эпоху, и в новом десятилетии возникают новые, ещё более масштабные государственные задачи: о силе и возможностях столь акцентируемого нами общественного энтузиазма хорошо известно на примере индустриализации 1930-х годов. Воодушевленные коммунистической идеей, ощущая начавшиеся новым советским государством позитивные преобразования в социально-экономической сфере, хотя и с известными ошибками и перегибами (строились и модернизировались предприятия, создавались новые рабочие места, закладывались основы для развития науки, техники, физической культуры и спорта, были в основном решены важнейшие задачи по всеобщему начальному обучению населения и ликвидации безграмотности, строились новые жилые дома, школы, больницы, библиотеки и т.д.), граждане страны проявляли невиданный трудовой энтузиазм. Возникло и развивалось ударничество, социалистическое соревнование, стахановское движение, стали регулярными коммунистические субботники. За годы 1-ой пятилетки вступило в строй 1,5 тысячи предприятий, за годы 2-ой — 4,5 тысячи. Были построены такие индустриальные гиганты, как Уралмаш, Ростсельмаш, Днепрогэс, Горьковский автомобильный завод, Харьковский тракторный завод и др. Вокруг индустриальных гигантов возникали крупные города: Магнитогорск, Новокузнецк и т. д. [ 15 ]
Таким образом, именно обусловленность законов идеей справедливости, выраженной адекватно своему времени, вкупе с грамотной постановкой и организацией решения государственных задач в межвоенный период позволила получить стратегические результаты от организуемых массовых мероприятий, включая и субботники той поры.
Наряду с этим, нельзя не отметить и некоторые свидетельства усиления принудительного характера субботников в 1930-е гг. Как мы обозначали ранее, политическим руководством страны они рассматривались как одно из средств коммунистического воспитания масс. В комсомольских и партийных организациях участием в субботниках измеряли общественную активность человека, а к немногочисленным уклонившимся могли применяться меры общественного порицания или даже административного воздействия. С течением времени субботники превратились из добровольных в добровольно-принудительные. Отказаться от участия в важном общественном деле было непросто: отлынивающих горячо осуждали.
И хотя в ту пору обязательность мероприятий в полной мере подкреплялась приверженностью большинства трудящихся коммунистическим идеалам, а упомянутое осуждение носило именно внутриобщественный (самоуправляемый) характер, такое усиление принудительного аспекта субботников в период их расцвета стало бомбой замедленного действия, сработавшей на дискредитацию этого явления много позже, после размывания его фундаментальной идейной составляющей во 2-й половине ХХ века.
Пока же беды с отношением к субботникам ничего не предвещало, тем более что на горизонте уже просматривалась куда более серьёзная напасть: прямая военная агрессия коллективного Запада, что поставило народы и руководство СССР перед необходимостью решительного противостояния немецко-фашистским захватчикам.
За нашу Советскую Родину: ощутимая помощь стране в военное время
В годы Великой Отечественной войны в полной мере проявился трудовой энтузиазм народа, всеми доступными ему средствами защищавшего не только жизни отдельных людей и их семей, но и, главным образом, новый, советский образ жизни и лежащие в его основе коммунистические идеалы. Работники тыла, не жалея времени и сил, сверхурочно трудились в сельском хозяйстве, на предприятиях пищевой, текстильной, металлургической, угольной промышленности, приборо- и машиностроения, внося свой посильный вклад в обеспечение ресурсной устойчивости РККА.
Лаконичное, но оттого не менее важное свидетельство о результатах организации сверхурочного труда в продовольственной сфере содержится в телеграмме Чувашского обкома ВЛКСМ в редакцию газеты «Комсомольская правда» об итогах комсомольско-молодёжного воскресника от 15 сентября 1943 года:
«Двенадцатого сентября в Чувашской республике проведён комсомольско-молодёжный воскресник по хлебосдаче государству. Вместе с комсомольцами приняло участие население колхозной деревни. Участники воскресника организовали сотни красных обозов с хлебом. Всего за день в государственные склады вывезено на шестнадцати тысячах подвод 275 тыс. пудов. Особенно успешно прошел воскресник в районах: Шихазанском, где колхозы вывезли 23148 пудов, Урмарском — 16200 пудов, Чкаловском — 15756 пудов» [ 16 ].
В Минске сложилась своя традиция проведения субботников. Кроме традиционных апрельских после Великой Отечественной войны жители освобожденной столицы добровольно участвовали в восстановлении города, лежавшего в руинах. Первый «трудовой десант» состоялся 9 июля 1944 года. На расчистку завалов вышли около 25 тыс. человек.
Тогда эти трудовые почины были стихийными. Но в октябре 1944-го руководство города обратило на них внимание и опять трансформировало в организованные мероприятия. Заранее определяли место проведения, фронт работ, подготавливали инвентарь. Результативность организованных субботников оказалась значительно выше. Неудивительно, что проводили их еженедельно. Но и этого добровольного дня труда столице было недостаточно. Поэтому 8 октября 1944 года провели первый воскресник. На него вышли более 33 тыс. горожан. В тот день разобрали, очистили от раствора и сложили в штабеля 1 млн 316 тыс. штук кирпича, выбрали и уложили 2 056 кв. м кирпичного боя, 403 кв. м бутового камня, собрали 1 065 т металла, засыпали 2,5 тыс. кв. м воронок от снарядов и мин, а также прибрали на 15,5 тыс. кв. м площади города.
Ещё несколько лет минчане добровольно разгребали завалы, засыпали ямы, собирали уцелевшие кирпичи. Второй общегородской воскресник по благоустройству состоялся 11 июля 1948 года. Как писала газета «Советская Белоруссия», невзирая на дождливую погоду, служащие и рабочие с самого утра вышли на улицы, чтобы ударно потрудиться [ 17 ].
Именно субботники и воскресники сыграли огромную роль в восстановлении страны из руин Великой Отечественной войны. Энтузиазм был колоссальным — только в Сталинграде добровольцы отработали более миллиона часов. Работы, как и после Гражданской войны, начинались стихийно, по мере освобождения территорий от врага, а затем были подхвачены и организованы властью. [ 18 ]
Вторая половина столетия: разнонаправленные тенденции
О главном содержании эпохи — аналитическое резюме
С середины 1950-х гг. как идеологический, так и макроэкономический курс страны претерпевал постепенные изменения: тенденция опережающего развития экономики на социалистических принципах хозяйствования и обеспечения раскрытия человеческого потенциала каждого гражданина в стремлении к неизведанному сменялась тенденцией иррационального управления экономикой, отказа от внедрения передовых достижений научно-технического прогресса, перехода к накоплению экспортных доходов от продажи сырья странам капиталистического блока, наконец, тенденцией восстановления в обществе мелкобуржуазного сознания, отдающего приоритет не столько непосредственному раскрытию человеческого потенциала, сколько занятию всё более высоких мест в должностной иерархии и накоплению на этой основе всё большего объёма материальных благ.
Более того, незыблемая ранее идейная основа государственного строительства, снизу доверху пронизывающая все слои общества в первой половине столетия, стала ощутимо размываться: в послесталинскую эпоху партийные функционеры и представители бюрократического аппарата на местах формируются в качестве нового эксплуатирующего класса. С течением времени этот бюрократический класс всё больше проявляет себя с отрицательной стороны: саботируются стратегические направления экономического, инфраструктурного развития страны, традиционные идеологически окрашенные декларации всё более расходятся с фактическими результатами государственного управления, в связи с чем рядовые граждане СССР начинают всё явственнее чувствовать свой общий социальный, идейный и, наконец, материальный разрыв с партноменклатурой.
Имея в виду уже заложенную в предыдущую эпоху угрозу дискредитации любых форм коммунистического отношения к труду, в том числе и рассматриваемых нами субботников, отмечаем, что продолжение и расширение системной их организации как общеобязательных мероприятий на фоне описанных выше неблагоприятных тенденций общественного развития уже к 1970-м гг. привело к полной реализации выявленной нами угрозы в отсутствие разделяемой большинством трудящихся идейной основы, общей для рядовых граждан и политического руководства страны: отношение к субботникам в позднесоветском обществе варьировалось от пренебрежения до неприкрытого саботажа, трудящееся большинство в массе своей потеряло былой трудовой энтузиазм ленинского и сталинского периода.
При этом субботник как развивающееся социальное явление получил в этот период как положительную, так и отрицательную динамику. Первая заключалась в нарастании массовости и, следовательно, в увеличении экономического эффекта от проведения мероприятий: всё больше финансовых ресурсов перечислялось в фонды пятилеток, всё большие объёмы продукции выпускались сверх нормы. Отрицательная же динамика заключалась в преимущественном изменении рода занятий, организуемых в рамках мероприятия: субботничающие всё меньше занимались профессиональным трудом по специальности в стратегических отраслях народного хозяйства, всё больше — озеленением и благоустройством вверенных организаторами территорий. Не умаляя пользы работ по озеленению и благоустройству для конкретных населённых пунктов, следует констатировать постепенное низведение в эту эпоху субботников по роду занятий на низший тактический уровень (по существу, уровень служб ЖКХ); вклад же их в решение стратегических задач государственной важности отныне стал лишь косвенным, ограничиваясь накоплением дополнительных средств в фондах пятилеток.
Кратко обозначив это главное содержание эпохи в том, что касается рассматриваемых нами субботников, приведём далее ряд исторических свидетельств, проливающих свет как на инерционные достижения от массового проведения этих мероприятий, так и на признаки постепенного отторжения их общеобязательного характера.
Массовость и смена рода занятий
В октябре 1958 года в стране развернулось движение за коммунистическое отношение к труду, в нём участвовало 26 млн человек. Продолжали проводиться коммунистические субботники. С 1969 года вошли в практику Всесоюзные коммунистические субботники как одна из форм социалистического соревнования. 12 апреля 1969 года был проведён первый всесоюзный субботник, посвященный 50-летию первого субботника. Он стал всесоюзным и самым массовым. Эти субботники начали проводить ежегодно. Так, во Всесоюзном коммунистическом субботнике 21 апреля 1984 года приняло участие более 157 млн человек, в этот день было произведено промышленной продукции на 985 млн руб., в фонд пятилетки было перечислено 186 млрд руб. [ 19 ].
В 1970 году на всесоюзный субботник, организованный к 100-летнему юбилею В.И. Ленина, потрудиться вышли 119,2 миллиона человек — половина населения Союза. Это вдохновило власть использовать ленинские субботники для ускорения «строительства коммунизма» и возрождения энтузиазма самих строителей.
Этот день был посвящен физическому труду: благоустройству, уборке, озеленению. На заводах рабочих встречал духовой оркестр, руководители предприятий и чиновники министерств; после митинга расходились по рабочим местам. Чиновникам подыскивали самую неквалифицированную работу: упаковку продукции или уборку территории (не допускать же дилетантов к станкам). Рабочий день был сокращенный [ 18 ].
Комсомольцы и молодежь Ставропольского края на субботнике 25 июня 1977 года продолжили почин, зародившийся в год 30-летия Победы, работать «за себя и за того парня». Бригада Н. Селюкова ставропольского завода «Электроавтоматика» в день субботника включила в свой состав юного героя Геннадия Голенева. За него были выполнены две дневные нормы. Заработанные средства перечислены в фонд XI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гаване.
Во многом именно благодаря субботникам улучшалось благоустройство городов и сел. Убирался мусор, красились заборы, ремонтировались помещения, вскапывались газоны, приводились в порядок и обновлялись детские площадки, улицы, скверы, парки, производственные территории [ 20 ].
Помимо традиционного ленинского весеннего субботника, обычно проводимого в преддверии первомайских праздников, 4 мая 1985 года по призыву трудовых коллективов городов-героев Москвы, Ленинграда и Волгограда состоялся ещё один всесоюзный коммунистический субботник, фактически превратившийся в дополнительный рабочий день с повышенными производственными обязательствами. В посвященной этому мероприятию передовице газеты «Известия», вышедшей под заголовком «Вдохновенный труд во имя мира», в частности, сообщалось:
«В субботнике приняло участие практически всё население города. Большинство трудились на своих рабочих местах. Ещё сотни тысяч москвичей вышли на улицы и площади города, чтобы подготовить его к празднику. И Москва, омытая весенними дождями, будто помолодела». [ 21 ]
При проведении коммунистических субботников заработная плата сотрудников предприятий и организаций перечислялась государству в особый фонд. К примеру, в 1986 году участники Всесоюзного коммунистического субботника, приуроченного к XXVII съезду КПСС, заработали и перечислили в фонд двенадцатой пятилетки значительную по тем временам сумму — около 200 миллионов рублей. Заработанные средства направлялись, как правило, на социальные нужды: строительство новых больниц, родильных домов, поликлиник, школ и детских садов [ 22 ].
От неприятия бюрократизма к новым формам самоорганизации
В позднесоветский период былого революционного энтузиазма становилось всё меньше. В частности, типичной была ситуация, когда всю заявленную «бесплатную» продукцию выпускали в течение недели, а большую часть субботы посвящали неформальному общению.
Отношение к коммунистическим субботникам чем дальше, тем больше становилось откровенно несерьёзным, что нашло отражение в массовой культуре. В 1978 году настоящий фурор произвела интермедия Ю. Никулина и М. Шуйдина «Бревно», высмеивавшая некогда легендарный сюжет; для полной схожести на Никулине была типично ленинская кепка. Вся страна вместе с Высоцким хохотала над учеными, выехавшими на субботник в деревню. Анекдоты про субботники не щадили ни идейного вдохновителя «великого почина», ни здравствовавших партийных руководителей. Как говаривали в народе, «бревно прежнее, но Ильич уже не тот!» [ 18 ]
В своих воспоминаниях В. А. Птицын, осуществлявший общее руководство сектором выездных отрядов по шефству над памятниками истории и культуры МГО ВООПИК, так описывает качественно новый состав участников добровольного реставрационного движения с ярко выраженным стремлением к самовыражению, желанием найти себя:
«На острове Валаам летом 1985 года появились интересные группы людей: они работали на реставрации памятников отечественной истории и культуры, имея в кармане справку об отпуске, в то же время не были ни шабашниками, ни представителями студенческих отрядов. Разные слухи ходили перед их приездом, но главной темой было: «Им деньги не нужны… Основание же говорить о принципиальной новизне групп отпускников даёт, прежде всего, развитие в отрядах принципа безвозмездного труда на памятниках истории и культуры Отечества. На московских трудовых встречах этот принцип реализуется формой коммунистических субботников и воскресников. Для членов выездных отрядов развитие традиций личного бескорыстия потребовало новых решений. Основой их явилась идея практического воплощения неразрывного единства прошлого и будущего. Учитывая, что отряды рождались в год 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, московские энтузиасты из архангельского и валаамского отрядов приняли решение перевести всю разницу между заработанными средствами и затратами на проезд и питание на счет Мемориала Победы на Поклонной горе в Москве» [ 23 ].
Несмотря на усиливающиеся пагубные тенденции позднесоветского периода, даже на закате существования СССР в обществе оставались люди, сохранившие свою приверженность тем идеалам, которые породили субботник как одну из форм коммунистического отношения к труду. Так, ветеран партии и труда, стахановец первых пятилеток, бывший машинист Минераловодского локомотивного депо Михаил Григорьевич Золотарёв 16 апреля 1983 года в своем выступлении сказал:
«…Я имел счастье участвовать в первых коммунистических субботниках с 1921 года, когда в молодой Республике Советов родился великий почин. С тех пор минуло более 60 лет. Не одно поколение молодежи сменилось и на нашем предприятии. Но великое дело, начатое московскими железнодорожниками, живёт и сегодня…» [ 20 ].
Нынешнее положение дел: безыдейность на фоне волонтёрства
На постсоветском пространстве традиция проведения субботника как централизованного общегосударственного мероприятия сохранилась только в Белоруссии и в Средней Азии (в Узбекистане это мероприятие носит название «всенародный благотворительный хашар» [ 24 ]). В остальных странах бывшего СССР субботники организуются отдельными предприятиями, благотворительными либо профильными волонтёрскими организациями и могут носить как местный, так и страновой характер, в зависимости от ресурсных возможностей организаторов.
При этом, субботники в нынешнюю эпоху утратили свою обусловленность идеями построения того или иного общественно-экономического уклада; на первый план среди участников и организаторов всё больше стали выходить экологические идеи. Общая же безыдейность в сфере экономических отношений и государственного управления порождает во многих странах в условиях либеральной модели неприятие субботников частью общества, которая считает их формой принудительного труда.
К вопросу о принуждении — пример Белоруссии
В этой связи, с целью разрешения возможной неопределённости, приведём признаки, которые позволят определить, в каких случаях организованный субботник может являться формой принудительного труда.
Определение принудительного труда установлено статьёй 2 Конвенции Международной организации труда (МОТ) от 1 мая 1932 г. № 29 «О принудительном или обязательном труде»:
«1. Для целей настоящей Конвенции термин «принудительный или обязательный труд» означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для выполнения которой это лицо не предложило своих услуг добровольно.2. Однако термин «принудительный или обязательный труд» для целей настоящей Конвенции не включает в себя:[…]
е) мелкие работы общинного характера, то есть работы, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива, и которые поэтому могут считаться обычными гражданскими обязанностями членов коллектива при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ.» [ 25 ].
Соответственно, субботник может быть признан формой принудительного труда, если его организаторы:
- требуют от населения участия в субботнике под угрозой прямых или косвенных санкций;
- планируют в рамках субботника выполнение трудовыми коллективами работ, которые не приносят прямой пользы данным коллективам;
- не согласовывают проведение субботника с населением и не обеспечивают гражданам реализацию права высказать свое мнение относительно его целесообразности.
Имея в виду указанные признаки, отметим, что ряд правозащитных организаций на протяжении многих лет проявляют повышенную активность в связи с централизованной организацией субботников Правительством Республики Беларусь: в публикуемых ими докладах проводимые на государственном уровне субботники также причисляются к формам принудительного труда [ 26 ].
В действительности, любое государственное мероприятие имеет два взаимосвязанных аспекта:
- нормативно-правовую базу, регламентирующую его характер, цели, задачи и порядок проведения;
- правоприменительную практику, которая складывается, с одной стороны, из подхода к организации мероприятия руководителями и рядовыми госслужащими на местах, и с другой стороны, из отношения самих граждан к проводимому в их населённом пункте мероприятию.
Следовательно, в первую очередь следует обратиться к нормативно-правовой базе.
Конституция РБ в абзаце четвёртом статьи 41 гласит:
«Принудительный труд запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении».
При этом, вопросы организации общереспубликанских субботников регламентируются правительственными постановлениями. Так, 16 апреля 2020 г. Совет Министров Республики Беларусь принял Постановление № 233 «О проведении республиканского субботника в 2020 году» [ 27 ], выдержки из которого приведём ниже:
«1. Рекомендовать республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам, другим организациям на добровольной основе провести 25 апреля 2020 г. республиканский субботник на рабочих местах либо осуществить благоустройство и приведение в надлежащее состояние историко-культурных ценностей, территорий населенных пунктов, подготовку детских оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерей к летнему сезону.
2. Руководителям республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, принять личное участие в субботнике.
3. Установить, что: денежные средства, заработанные в день проведения республиканского субботника […], в том числе на рабочих местах, в объемах, определяемых добровольно работниками,[…] перечисляются через районные и городские исполкомы в облисполкомы и Минский горисполком в порядке, установленном Министерством финансов;[…] при участии в республиканском субботнике некоммерческих организаций по решению коллективов работников этих организаций денежные средства могут перечисляться в размерах, определяемых добровольно самими коллективами, в соответствии с порядком, устанавливаемым Министерством финансов;удержание нанимателями денежных средств из заработной платы работников, для которых 25 апреля 2020 г. является рабочим днем, производится с их согласия в размерах, определяемых добровольно самими коллективами работников; […]»
Таким образом, с точки зрения законодательства участие в общереспубликанском субботнике в РБ, несмотря на его централизованную организацию, является для рядовых граждан в полной мере добровольным, сохраняя обязательный характер только для руководителей органов государственного управления. Последнее условие введено политическим руководством страны намеренно с целью профилактировать социальный разрыв между рядовыми гражданами и высшими должностными лицами госаппарата — всякий чиновник должен сохранять связь с землёй и простыми людьми.
В аспекте правоприменительной практики при этом в разные годы фиксировались нарушения законодательства на местах: лишение работников предприятий и организаций премий за отказ от участия в субботнике; установление руководством обязательных фиксированных сумм взносов для отдельных категорий работников, привлечение владельцев частных домов к покраске и ремонту их фасадов в обязательном порядке и за свой счёт.
Особо следует отметить практику отдельных председателей местных исполкомов проводить субботники в обязательном порядке несколько раз в году для компенсации отставания в графиках выполнения работ, сдачи плановых объектов, аккумулирования дополнительных средств в местных бюджетах, испытывающих дефицит в связи с низким качеством управления со стороны исполкомов. Такие действия органов государственной власти на местах крайне негативно сказываются на восприятии субботников в белорусском обществе [ 26 ].
Вместе с тем, сами граждане выражают неоднозначное отношение к проводимым мероприятиям: кто-то одобряет как личное участие в общественно-значимых работах, так и удержание части своих трудовых доходов для перечисления их на развитие социальной инфраструктуры государства; кто-то пассивно возмущается злоупотреблениями на местах; кто-то может сообщить в местную прессу, но немногие пользуются правом обращения в прокуратуру и судебные органы.
В целом констатируем, что в условиях хотя формально и существующей, но неоднозначно выраженной государственной идеологии, не осознаваемой и не разделяемой поэтому большинством трудящихся, ни трудовой энтузиазм, ни разоблачение злоупотреблений на местах не приобретают в Белоруссии массового характера.
В перспективе же, при установлении политическим руководством страны строго определённого, однозначно понимаемого государственного курса на достижение социальной справедливости, грамотном доведении этого курса до рядовых граждан могут быть созданы предпосылки как для восстановления трудового энтузиазма, так и для разоблачения бюрократических злоупотреблений на местах самими гражданами с опорой на действующее законодательство и полномочия контролирующих органов.
Российская специфика: капиталистические ограничения энтузиазма
В современной России в условиях отсутствия выраженной идеологии построения определённого общественно-экономического уклада сохраняется тенденция разобщения людей, сужения их интересов и мотивации до личных, семейных дел и строго оплачиваемых видов деятельности. При этом, если общественные организации и волонтёрские движения экологической направленности ещё способны обеспечить достаточную массовость на проводимых ими профильных мероприятиях, то частные предприятия и местные органы власти при организации субботников зачастую сталкиваются с игнорированием своих начинаний и недовольством со стороны той части населения, к которой они обращаются.
Причины этого кроются во взаимодействии нескольких факторов. Один из них — это низкая административная культура, в рассматриваемом контексте выражающаяся в том, что из-за пробелов в организации процесса в целом отдельные этапы выполненной на субботнике работы не приводят к достижению общего результата, обесценивая тем самым труд рядовых участников. Ещё один немаловажный фактор, который вызывает отторжение у граждан — это злоупотребления на местах, уже описанные нами на примере Белоруссии, однако более характерные для России и имеющие здесь больший размах в силу как федеративного устройства государства, обусловленного масштабом и неоднородностью территории, так и статистически преобладающими свойствами руководителей и госслужащих на местах, что обусловлено кадровой политикой политического руководства РФ.
В частности, в разных регионах России гражданами подаются жалобы на давление работодателей в отношении участия в субботниках. При этом больше других страдают представители так называемых «бюджетных» профессий. Руководители школ и поликлиник, вузов и детских садов не гнушаются вводить административные санкции в отношении своих работников, если последние отказываются участвовать в мероприятии. Студентам же грозят выселением из общежития и проблемами со сдачей сессии. Более того, на многих предприятиях участие в субботнике нужно подтверждать фотографиями и отмечаться у ответственных лиц [ 28 ].
Главным же фактором отрицательного отношения населения России к субботникам, организуемым руководством частных предприятий и местных органов власти, является принципиально изменившийся с советских времён характер производственных отношений: возврат к преимущественно частной собственности на средства производства коллективного пользования открыл широкие возможности для эксплуатации собственниками капитала трудящегося большинства. Коллективы наёмных работников если не осознают явным образом, то по крайней мере интуитивно чувствуют, что субботник, проводимый в директивном порядке руководителями частных предприятий есть не что иное, как продолжение социально-экономической эксплуатации со стороны последних в течение обычной рабочей недели. Иными словами, труд коллектива, тем или иным образом овеществлённый в рамках субботника, будет отчуждён собственниками капитала и в дальнейшем послужит только средством обогащения отдельных лиц, но не средством построения в обозримой перспективе более справедливого общественно-экономического уклада, как это было в начале XX века.
Российская специфика: многообразие форм волонтёрства
Наряду с уже известным читателю общероссийским экологическим общественным движением «Зелёная Россия», субботники в РФ проводятся множеством других волонтёрских организаций, при этом устроители находят новые способы привлечения граждан к участию в своих мероприятиях, предлагая потенциальным участникам различные направления мотивации: от военно-патриотического до соревновательно-игрового.
Так, по сообщению ТАСС, 20 июня 2020 г. в рамках Года памяти и славы прошёл международный субботник общественного движения «Волонтёры Победы». Активисты из России и стран зарубежья собрали мусор, обновили старую краску оград, а также очистили памятники и мемориалы, посвящённые Великой Отечественной войне. К мероприятию также присоединились Поисковое движение России, Российское военно-историческое общество и партия «Единая Россия». По данным организации, за один день активисты привели в порядок более 5 тысяч памятных мест, могил ветеранов Великой Отечественной войны не только в России, но и в других странах.
«Волонтёры Победы» ежегодно проводят Всероссийский субботник. За шесть лет свыше 55 тысяч добровольцев благоустроили более 30 тысяч памятных мест. В этом году впервые мероприятие стало носить международный характер, так как в нём приняли участие добровольцы из стран зарубежья [ 29 ].
Ещё одним примером альтернативного подхода к проведению субботников, ориентированного на вовлечение новых социальных групп, может служить экологический проект «Чистые игры», основанный рядовыми петербуржцами в 2014 году. Создатели «Чистых игр» запустили «экологическую франшизу», начав бесплатно распространять методику игры, по которой к настоящему времени состоялось уже более тысячи игр.
К 2017 году соревнования по сбору мусора распространились по регионам России, а в 2018-м вышли на международный уровень. На сегодняшний день «Чистые игры» охватили 19 стран, 330 городов и поселков. Так, в рамках проекта «Чистые игры» в октябре 2020 года в Санкт-Петербурге состоялся «Осенний кубок чистоты». В ходе этого мероприятия добровольцы собрали 20 тонн мусора, половина отходов отправилась на переработку.
Правила такого «игрового субботника» просты: за час собрать больше мусора, чем все остальные участники. Больше баллов можно получить за раздельные отходы, которые потом сдадут на переработку. Кроме того, необычные виды мусора можно зарегистрировать как «артефакт» и выложить в группе «Чистых игр» «ВКонтакте». Если сочинить интересную историю о найденной вещи, можно победить в конкурсе на самую уникальную находку. Статистику игры можно отслеживать в реальном времени в мобильном приложении соревнования. При этом, проигравших в «Чистых играх» не бывает: каждый участник вносит свой вклад в очищение города от мусора [ 30 ].
Взгляд в будущее: преображение опыта и императивы новой эпохи
В грядущие десятилетия, по мере усиления нашими государствами курса на социальную справедливость и легитимации ими идеологии не абстрактного, а созидательного гуманизма, перед политическим руководством будут открываться всё более широкие возможности использования вновь нарастающего общественного энтузиазма для решения как тактических, так и стратегических задач. Само же проявление энтузиазма при этом может принимать новые, нетривиальные формы; вполне вероятно, что и субботник, каким его знает большинство, в обоих своих проявлениях (тактико-экологическом и стратегически-отраслевом) заметно изменится по внешним признакам, сохраняя, однако, свой непреложный механизм идейной обусловленности.
Справочно: об идеологии созидательного гуманизма
Созидательный гуманизм как идеология выражается во всемерном содействии государства достижению всеми членами общества полноты человеческого достоинства путём освоения интеллектуально-творческого потенциала волевыми усилиями в осмысленном труде на основе нравственно-этических принципов, исключающих социальную эксплуатацию, причинение вреда другим членам общества, общественным институтам, обществу в целом и окружающей среде [ 31 ].
Тактический компонент: благоустройство в новых комбинациях
Прогнозируя перспективные формы участия граждан (в особенности, новых поколений) в мероприятиях по благоустройству с учётом известных нам тенденций общественного развития, приведём здесь три организационных примера. В каждом из них администрация воображаемого города будет решать привычные городские проблемы нетривиальным способом, создавая условия фактически для привлечения жителей «на субботник» в его повседневном понимании; при этом, однако, ни разу не упоминая субботник как понятие — так сохраняющееся по умолчанию содержание со временем обретёт новые устойчивые формы, свободные от прошлых стереотипов.
«Скворечник в кадре». С наступлением зимней поры многим людям всё ещё вспоминается наша добрая традиция сооружать скворечники — небольшие уютные пристанища с лакомствами для зимующих птиц. Сегодня, однако, в силу характера нашей урбанизации и развития компьютерных технологий представители молодых поколений всё больше удаляются от непосредственного взаимодействия с природной средой, предпочитая уличному пейзажу «пейзаж» из пикселей на экране. С другой стороны, ввиду климатических изменений наряду с промышленным загрязнением жизнь зимующих птиц в городах становится тяжелее. Стремясь внести свой вклад в разрешение этих проблем и преобразить традицию прошлого в новых условиях, администрация города предоставляет исходные материалы, приглашает специалистов для мастер-класса, осуществляет информационное сопровождение. Горожан приглашают принять участие в акции по обустройству дворов, парков и скверов для зимующих птиц.
Программа мероприятий включает:
- публичные лекции специалистов-орнитологов о видах и повадках зимующих птиц, встречающихся в данном регионе;
- мастер-классы по качественному изготовлению скворечника своими руками;
- фотоконкурс на лучший снимок зимней птицы, посетившей скворечник, изготовленный и установленный самим фотографом (обязательное условие).
По итогам конкурса лауреатам вручаются сертификаты на бесплатные курсы пейзажной художественной фотографии.
Девиз:
«Помоги птицам зимой — и стань фотохудожником».
Положительные эффекты от проведения мероприятия, решаемые социальные задачи:
- Экологическая ответственность;
- Практика ручного труда;
- Сбережение красоты природы.
«Диковинные клумбы». В тёплое время года усилия городской администрации направляются на решение задач по озеленению. При закладке новых жилых кварталов, молодых микрорайонов прорабатываются и вопросы их благоустройства, развития полос зелёных насаждений, всевозможных клумб, палисадников, прочих декоративных объектов. При этом благодаря потеплению климата в наших широтах стало возможным высаживать прежде редкие, экзотические растения, обладающие большой эстетической ценностью. Семена и саженцы таких растений (декоративных деревьев, кустарников, цветов) обычно закупаются в странах, традиционно специализирующихся на их разведении (например, Нидерланды, Бельгия). Оригинальность самих таких растений вкупе с их необычным происхождением создают предпосылки для привлечения горожан к мероприятиям по озеленению с использованием данного семенного фонда. Горожан приглашают принять участие в акции по благоустройству и озеленению молодых микрорайонов, главных городских парков и скверов.
Программа мероприятий включает:
- публичные лекции специалистов в области ботаники и ландшафтного дизайна (краткое описание редких декоративных растений, особенностей их произрастания в условиях города, при этом основной акцент — на способах и приёмах художественного оформления городской среды с использованием данных растений);
- открытые рабочие площадки службы озеленения, где каждый может на практике понаблюдать, как из посадочного материала «бельгийских» цветов и кустарников создаются палисадники, клумбы, иные «зелёные» декоративные объекты, а также поучаствовать в любых видах работ по озеленению под присмотром специалиста службы;
- для коллективов из трёх и более человек организуются фотосессии с коллажем, в одной части которого участники снимаются за работой на клумбе, а в другой с помощью компьютерной графики изображение участников, «презентующих» результат своего труда, накладывается на виртуальное изображение клумбы «бельгийских» цветов, какой она станет, когда цветы вырастут и распустятся.
Девиз:
«Наш ответ Грете Тунберг» или «Как тебе такое, Грета?»
Положительные эффекты от проведения мероприятия, решаемые социальные задачи:
- Бережное отношение к городским объектам озеленения;
- Практика труда на земле;
- Коллективное формирование «маленького» образа будущего, развитие творческого воображения и художественного вкуса;
- Реализация принципа «Думай глобально — действуй локально», осознание приоритета созидательного труда перед истерично-протестными формами поведения.
«Малярное искусство». Объекты благоустройства в общественных местах со временем ветшают и требуют планомерного ухода и обновления. Перед администрацией города регулярно встаёт вопрос о покраске и поддержании внешнего вида многих объектов городской среды: лавочек, фонарных столбов, фонтанов, малых архитектурных форм. Вместе с тем, существует известная проблема графического вандализма: в общественных местах неизвестные оставляют посторонние надписи, рисунки, часто непристойного содержания, которые портят внешний вид объектов благоустройства. С другой стороны, наблюдается тенденция увлечения молодёжи китайским языком и культурой, закономерно связанная с усилением роли Китая в международной жизни. В этих условиях администрация может привлечь горожан к посильному разрешению двух обозначенных проблем, обернув на пользу отмеченную новую тенденцию. Горожан приглашают принять участие в акции по обновлению внешнего вида объектов благоустройства на городских аллеях, бульварах, в парках и скверах.
Программа мероприятий включает:
- мастер-классы по китайской каллиграфии (перед мастер-классом участникам предлагается выбрать одно понятие с положительным смыслом и найти в Интернете его перевод одним-двумя иероглифами (или перевод своего имени), сделать распечатку-памятку с получившимися иероглифами или трафарет);
- предоставление инвентаря и проведение инструктажа по покраске изделий из дерева и металла;
- открытые малярные площадки, на которых участники, качественно покрасившие какой-либо объект благоустройства, могут нанести на «свой» объект специальной краской выбранные иероглифы небольшого размера;
- фотоконкурс на лучшее «фирменное» оформление объекта благоустройства (оценивается тщательность самой покраски и аккуратность нанесения иероглифов).
По итогам конкурса лауреатам вручаются сертификаты на бесплатные базовые курсы китайского языка.
Девиз:
«Окрашено древними мастерами»
Положительные эффекты от проведения мероприятия, решаемые социальные задачи:
- Бережное отношение к городским объектам благоустройства;
- Практика оформительского труда;
- Безопасная реализация творческих устремлений;
- Знакомство с элементами культуры Востока.
Резюмируя описанные примеры, отметим их важнейшие общие черты, имеющие принципиальное значение в деле планирования и проведения субботников «тактико-экологического типа» со стороны институциональных организаторов (волонтёрских движений, экологических общественных организаций, местных органов государственного управления):
- Добровольный характер участия;
- Акцент на определённой сфере интересов потенциальных участников;
- Соучастие в конкретном труде с наглядной общественной пользой;
- Наличие некоторой интриги (фактора, поддерживающего заинтересованность);
- Возможности саморазвития через приобретение новых умений;
- Финансовые затраты компенсируются устойчивым воспитательным эффектом.
Стратегический компонент: возрождение «Великого почина»
ХХI век по праву называют веком информационным. Если в начале прошлого столетия главный фронт политического противоборства проходил в сфере материального производства, то сегодня он сместился в сферу производства информационного, прогнозно-аналитического и научно-методологического продукта. Так, победа в Гражданской, Великой Отечественной войне во многом определялась работой добывающей промышленности, тяжёлого машиностроения, железнодорожного транспорта в тылу, поэтому увеличение выработки угля, нефти и нефтепродуктов, выплавки чугуна и стали, объёмов производства всех видов военной техники и вооружения на волне массового трудового энтузиазма внесло ощутимый вклад в достижение военно-стратегических целей страны.
Однако, будет ли направление массового трудового энтузиазма в те же отрасли экономики оказывать сопоставимый эффект в современных условиях? Как отмечают военные специалисты [ 32 ], сегодня в контексте гибридной войны решающее значение приобретает информационное противоборство. Следовательно, политическому руководству наших государств наиболее целесообразно отслеживать, аккумулировать, координировать и направлять тот эпизодический трудовой энтузиазм, который в будущем может возникать в коллективах работников сферы нематериального производства под влиянием постепенно легитимирующейся новой идеологии. Это, прежде всего, коллективы средств массовой информации, профильных аналитических центров, учреждений культуры (главным образом, в сферах книгоиздательства и кинематографии), образовательных и научно-исследовательских учреждений.
Кибер-ленинцы в эпоху информационного противоборства
В качестве наглядных примеров проявления и влияния новых форм гражданского трудового энтузиазма в сфере нематериального производства, которые по своей сути строго укладываются в «молотовское» определение субботника (напомним, «добровольно принятое решение организованных рабочих — бесплатно отработать для общей пользы в часы своего отдыха лишнее время сверх обычной и обязательной работы» [ 2 ]), представим себе коллективы информагентства Russia Today, работающие под началом Маргариты Симоньян в США и странах Западной Европы в условиях жёсткого идеологического противодействия. Когда возникает срочный информационный повод, своевременное освещение и грамотная подача которого способны усилить позиции России на международной арене или нужным образом повлиять на общественные настроения в западных странах, журналисты RT зачастую работают сверхурочно ради решения этих стратегических задач, порой не жалея на это личного времени.
То же можно сказать и в контексте неудавшейся попытки государственного переворота в Белоруссии: осознавая нависшую над страной угрозу разрушения государственности и обрушения будущего качества жизни, журналисты многих официальных печатных изданий, корреспонденты телеканала «Беларусь 1», представители молодого экспертного сообщества, нелиберально настроенные деятели науки и искусства мобилизовали свои усилия, работая порою круглосуточно в целях деятельного противостояния внешней гибридной агрессии путём повышения осведомлённости населения, оперативного просвещения его в вопросах социального управления.
Наконец, представим себе множество самоорганизованных творческих коллективов, разбросанных по всей России и ближнему зарубежью: какие-то из них ведут просветительскую работу среди населения по жизненно-важным управленческим вопросам; другие — сосредоточены на конструктивной работе с законодательной и исполнительной властью на местах, участвуют в законотворческом процессе; третьи — заняты переизданием в современном типографском качестве лучших образцов учебно-методической литературы прошлых эпох; четвёртые — специализируются на подготовке удобных и содержательных аудиовизуальных материалов просветительского характера, предназначенных для работы с молодёжью.
Люди, составляющие эти и другие профильные самоорганизованные коллективы в сфере нематериального производства, как правило, имеют и семьи, и основное место работы, на котором они заняты полный рабочий день. Тем не менее, они сознательно в добровольном порядке посвящают часть своего свободного времени тому не праздному занятию, которое они считают трудом социально-значимым, а порой находят его и делом государственной важности — отметим без преувеличения, что сегодня это подлинные ленинцы сложной информационной эпохи. Возможно, что в большинстве своём и не знакомые с узкоспециальной исторической работой о «Великом почине», они продолжают на деле воплощать описанные Владимиром Ильичом ровно век назад прогрессивные идеи.
Наилучшая роль государства: направлять почин, не разрушая энтузиазма
Как помнит читатель, изначально идеей субботников была практическая необходимость — преодоление революционной разрухи. Ради победы в Гражданской войне и восстановления народного хозяйства рабочие были готовы трудиться в выходные дни бесплатно.
При этом, неприятие в обществе субботники могут вызывать не сами по себе, а в связи с отношением к чиновникам или руководству организаций, которые призывают к бесплатному труду.
Принципиально важно, чтобы инициатива исходила от самих людей, которые смогли бы выявлять проблемы и предлагать решения. Инициатива извне и тем более принуждение — дискредитируют суть этого явления.
В советское время политическое руководство имело тенденцию использовать различные формы коммунистического отношения к труду и энтузиазм населения (стахановское движение, субботники, соцсоревнование, государственные займы) в целях компенсации дефицита бюджетных средств. В частности, по признанию министра финансов СССР А. Зверева, в период первой и второй пятилеток с помощью внутренних займов удалось покрыть 15% расходов, связанных с капитальным строительством [ 19 ].
Действительно, правительство всякой страны вправе формировать государственный бюджет из самых разных законных источников. Однако, если часть бюджета внепланово формируется путём организации мероприятий, аккумулирующих и структурирующих общественный энтузиазм, то допустимым, на наш взгляд, является лишь добровольное участие граждан в таких мероприятиях. Правительству же, в свою очередь, следует заранее доводить до сведения граждан планируемые целевые направления расходования собранных средств и обнародовать результаты проведённых мероприятий (ср. Постановление СМ РБ от 16.04.2020 г. № 233) — тогда массового отторжения их у населения возможно избежать.
Вместе с тем, в современных условиях, отмеченных новым информационным состоянием общества, резко возросшими темпами обновления информационной среды, потенциал использования новых видов гражданского трудового энтузиазма простирается далеко за пределы покрытия бюджетного дефицита. В обозримой перспективе политическое руководство наших стран, при условии своей управленческой грамотности и внимательного отслеживания обратных связей, будет обладать невиданными ранее возможностями обратить такой гражданский энтузиазм на пользу государству и обществу в самых важных стратегических аспектах XXI века — аспектах информационного противоборства, формирования, активной легитимации и деятельного проведения в жизнь новой региональной и глобальной повестки дня, которая предопределит образ жизни и дальнейший облик нынешней цивилизации. [ 33 ]
* * *
Материалы:
[ 1 ] По материалам статьи «Коммунистические субботники», БСЭ, 3-е изд., 1969-1978 гг.
[ 2 ] Из статьи В.М. Молотова «Ещё один шаг к освобождению труда». Июнь 1920 г. Первомайский сборник, под редакцией В. М. Молотова, изд. Нижегородского губернского комитета организации труда, 1920, стр. 5-7.
[ 3 ] Этническое самосознание руандийцев и их ценностные ориентации (по результатам опросов 2015 г. в Руанде). Завьялова Ольга Юрьевна. 2016 / Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика
[ 4 ] Приложение к протоколу № 16 общего собрания ячейки РКП(б) депо Москва-Сортировочная от 12 апреля 1919 года
[ 5 ] В. И. Ленин. Великий почин. О героизме рабочих в тылу. По поводу «коммунистических субботников» // В. И. Ленин. Соч. изд. 3-е, т. XXIV, стр. 325—349.
[ 6 ] Сто лет спустя: какими были первые субботники и какими они стали теперь. Официальный сайт Мэра Москвы, [дата доступа]: 31.10.2020
[ 7 ] КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 8, том 2. М., 1970, стр. 164
[ 8 ] Декреты Советской власти. Т. VIII. Апрель — май 1920 г. — М.: Политиздат, 1976.
[ 9 ] Коммунистические субботники в Петрограде в 1919-1921 гг. — Л.: Лениздат, 1949.
[ 10 ] Анархисты. Документы и материалы. 1883—1935 гг. В 2 тт. Т. 2. 1917—1935 гг. — М.: РОССПЭН, 1999.
[ 11 ] Газета «Правда» № 94, 4 мая 1920 г.
[ 12 ] Мария Прилежаева. «Жизнь Ленина», 1970
[ 13 ] Статья Максима Горького о великом значении всероссийского субботника. 5 мая 1920 г. Петроградская правда, № 96, 5 мая 1920 г.
[ 14 ] Сетевое издание «ТВК Красноярск». «Субботник»: о зарождении традиции общегородской уборки в Красноярске, [дата доступа]: 31.10.2020
[ 15 ] Предстоящая реиндустриализация России: условия и возможности ее осуществления. Душкова Н. А. 2012 / Вестник Воронежского государственного технического университета
[ 16 ] Чувашская АССР в период Великой Отечественной войны (Июнь 1941-1945): Сб. док. и материалов. — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1975.
[ 17 ] Агентство «Минск-Новости», [дата доступа]: 31.10.2020
[ 18 ] Ольга Чагадаева, к.и.н., исторический журнал «Родина», № 4 (419), апрель 2019 г.
[ 19 ] Эксплуатация энтузиазма: советский опыт (1918-1991). Хакимов Рашид Шавкатович. 2016 / Вестник Челябинского государственного университета
[ 20 ] Татьяна Хачатурян, «За себя и за того парня». Газета «Ставропольская правда». 12 апреля 2019 г.
[ 21 ] Празднование 40-летия Победы и тенденции развития исторической памяти о Великой Отечественной войне в последнее советское десятилетие. Попов Алексей Дмитриевич. 2018 / Российские регионы: взгляд в будущее
[ 22 ] Ильинский, В. Н. Геральдика трудовой славы / В. Н. Ильинский. — М.: Политиздат, 1987., с. 186.
[ 23 ] Из истории развития реставрационного добровольческого движения в СССР в 60-80-е годы. Горлова Н.И. 2017 / Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки
[ 24 ] Новостное агентство Sputnik Узбекистан, [дата доступа]: 14.11.2020
[ 25 ] Международная организация труда, [дата доступа]: 14.11.2020
[ 26 ] Повсеместные нарушения трудовых прав и принудительный труд в Беларуси. Доклад FIDH и правозащитного центра «Вясна», 2013 г., стр. 34-38, [дата доступа]: 14.11.2020
[ 27 ] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.04.2020 г. № 233. Совет Министров РБ, [дата доступа]: 14.11.2020
[ 28 ] В России сегодня проходят капиталистические субботники. Российский Объединённый Трудовой Фронт, [дата доступа]: 06.12.2020
[ 29 ] «Волонтёры Победы» провели международный субботник по благоустройству воинских захоронений. ТАСС, [дата доступа]: 28.11.2020
[ 30 ] От субботников к квестам: как сбор мусора превратился в борьбу. ИА «Росбалт», [дата доступа]: 28.11.2020
[ 31 ] Рябченко Н.Ю. Поправки в текст Конституции РБ, предлагаемые к рассмотрению депутатами Палаты представителей Национального собрания в рамках подготовки конституционной реформы, 29.10.2020 г. Выдержка из текста поправки к статье 4.
[ 32 ] Печать молчания снята: как воюет самая опасная армия мира. Константин Сивков, Игорь Шишкин, [дата доступа]: 15.11.2020
[ 33 ] Рябченко Н.Ю. Беларусь на рубеже эпох: текущие достижения и первоочередные задачи на пути цивилизационного прогресса. Рабочие материалы депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Попко П.И., 12.11.2020
[ 34 ] История социалистической экономики СССР. Т.1 (М.: Наука, 1976)
Глава 15. Организация труда. Коммунистические субботники (С. 348-368), пункт 3. Первые коммунистические субботники.
[ 35 ] Республиканский субботник прошел в Беларуси
[ 36 ] Есть вопрос: можно ли отказаться от участия в субботнике?
[ 37 ] В Свердловской области начался всероссийский субботник «Зелёная Россия»
Ребята, в блоге ЖЖ можно поместить максимум 37 тысяч знаков кода НТЛМ. Если хотите, чтобы вас активнее распространяли, то учитывайте это ограничение.
Скажем, о субботнике после чистки кода — 79 тысяч.
Вот так рассусоливание..
Как 9-ц час в будние дни эксплуатировать, так это бкрдуины негодяйские, а как тот же час и даже полтора за каждый день из пятидневки в
субботник собрать, так это сплочение
и сознательность.)))
Не называйте это анализом.
Назовите это рассусоливание.
Тогда можно будет подумать, что аналитики просто так пошутили..
Про значимость субботников..