Как воспитать из ребёнка Человека
Оглавление
Темы воспитания и становления детей во все времена были очень актуальны и остры. У каждого своё видение и мнение по этому поводу (начиная от государственных структур, конкретных женщин и мужчин, детских врачей, психологов, преподавателей, учёных).
Под воздействием всех этих факторов, современный мир предлагает огромное количество информации по этой теме. Можно открыть интернет и получить ответ по любому интересующему вопросу (как пеленать детей, в какой детский сад водить, какие книги лучше читать, кого лучше слушать по тому или иному вопросу). На первый взгляд это очень удобно и практично, даже ходить никуда не нужно, главное — чтобы интернет был под рукой. Однако, насколько применение таких знаний будет здравым, это уже остаётся на совести и уровне сознания самих родителей/будущих родителей.
В тему воспитания детей входит множество аспектов. Здесь важна как роль каждого родителя, несение своей функции и закладывания основ жизнепонимания в будущем человеке, так и роли семьи, общества в целом.
Говоря о детях, о их воспитании, становлении как личности, всё же имеем в виду , что эта тема посвящена взрослым. Мы надеемся, что данная статья даст существенный толчок к изменению и переосмыслению действий, привычек, идей многих родителей и поможет стать им более осознанными в вопросах воспитания. Что несомненно приведёт к более доброму и процветающему обществу с высшими ценностями и лучшим качеством жизни.
Точка зрения на воспитание и образование с течение времени видоизменялась. Для того чтобы рассмотреть эту динамику необходимо учитывать несколько аспектов:хронологический, гендерный и локальный. Эти аспекты находятся в синтезе и практически неотделимы друг от друга, дополняют друг друга.
Воспитание ребёнка зависит от места жительства семьи (локальный аспект) — городская среда или деревенская. Если семья городская, то тут играл большую роль финансовый достаток семьи, но даже у семей с низким уровнем достатка была возможность дать ребёнку образование.
С момента образования Киевской Руси (хронологический аспект) начался активный рост городов, что способствовало формирования новых государственных институтов.
С X — XI века в воспитании и обучении превалировало религиозное направление. В качестве главного способа воспитания ребёнка использовалось подражание отцу, что характеризует наличие патриархально-родового характера общественных отношений. Это подтверждает труд «Поучение Владимира Монамаха детям» 1096 года.
Существует ошибочное мнение, что в то время население Руси было малограмотным, но как раз временной промежуток X — XI века письменность проникает во все слои населения. Образованность людей того времени была примерно такой же, как и в странах Западной Европы [ 5 ]. Основой высокой образованности Киевской Руси служили рукописи, которых историки насчитываю около 140 тысяч и именно в них содержались высокие нравственные устои и ценности того времени. Опираясь на рукописи шёл процесс воспитания подрастающего поколения. Для детей из состоятельных семей приглашали священника в качестве учителя. Контроль над воспитанием детей осуществляла церковь. Позднее детей всех сословий обучали «мастера грамоты» — учителя, дающие начальное образование. Изучалось письмо и арифметика. Дети ходили в церковно-приходские школы, но образование заканчивалось тремя классами.
XIV — XVI века ознаменованы упадком образования, причиной тому было монголо-татарское иго на Руси и соответственно культурная изоляция. Как следствие меняются нравственные ценности, которые пошатнулись в сторону жестокосердия. Образованием и воспитанием детей в этот период занимаются монастыри, которые были освобождены от уплаты дани и обладали независимостью и возможностью осуществлять культурную деятельность.
До конца XVI века преобладало семейное воспитание детей, иногда привлекали наставника из приходских священников, или книжников-монахов. Педагогические деятели того времени (Иван Фёдоров, Фёдор Ртищев, Епифаний Славенецкий) осваивают опыт образования, принятый в Византии и Западной Европе.
Деревенские дети испокон веков воспитывались в многодетных семьях. Иерархия отношений соблюдалась строго. Дети простых людей чаще всего воспитывались в семье. Их учили сельскохозяйственному труду, домашним работам или отдавали мастерам учиться какому-либо ремеслу. Дети учились у старших сестёр и братьев, наблюдали как работают взрослые. С 3 — 4 лет детей привлекали к посильному труду.
В конце XVI века в Москве появляется первая школа при лютеранской церкви немецкой слободы в которой реализуется западноевропейское образование. В школы принимаются дети высшего сословия и только мальчики (гендерный аспект). В это же время открываются школы грамоты для мальчиков, которые функционируют при монастырях. В качестве источника обучение используются рукописные книги, позднее вводятся печатные азбуки. Дети высших слоёв населения отправляются за получением образования в страны Европы.
В 1687 году появилось первое высшее заведение в России: Славяно-греко-латинская академия.
В XVIII веке (Петровское время) произошли серьезные изменения, развитие государства требовало более высокого уровня образования и развития науки. Поэтому Петр I проводит реформы и в области просвещения. Особенность этих реформ заключается в том, что они носили разносторонний характер: создавали условия для получения массового образования, специального и профессионального обучения и подготовки научных кадров.
По приказу императора в уездных городах, где уже были духовные школы при монастырях, должны были открыться начальные училища для детей 10 — 15 лет всех сословий, а ещё так называемые цифирные школы, в которых учили основам арифметики.
Реформы Петра коснулись и девочек (гендерный признак). В дворянские семьи стали приглашать учителей для обучения девочек иностранным языкам, музицированию, танцам, гувернанток для обучения светским манерам, рукоделия, также большое внимание уделяется умению в обращении [ 4 ].
Во второй половине XVIII века создаются пансионы, которые, как правило предназначались для детей одного пола. Но не смотря на это воспитание и образование для девочек оставалось домашним, считалось делом семьи, заботой родителей, а девушка из бедной семьи могла выучиться разве что на акушерку, так как в конце XVIII были организованы акушерские курсы.
И только в XIX веке были открыты институты благородных девиц. Это были закрытые учебные заведения, в которые принимали девочек-сирот или детей из богатых семей в возрасте от 10 до 12 лет.
Большинство девушек по-прежнему оставались безграмотными. Только в конце XIX века женщины получили доступ к общему образованию и наукам. Во многих городах открывались женские курсы.
Для получение образования мальчикам в XVIII — XIX веках были открыты все дороги (училища, пансионы, лицеи). Но в деревнях и уездных городах ремесленники и купцы (то есть подавляющее число городского населения) были против обучения своих детей в школе. Все профессиональные навыки передавались непосредственно от мастера к подмастерью, или от отца к сыну, а школы отрывали ребёнка от производства и прерывали эту традицию. В итоге школы быстро утратили популярность и вскоре закрылись. А светские науки вроде математики и геометрии остались только в гарнизонных школах, где учились дети военных офицеров.
В середине XIX века возможностей стало больше. Появились одноклассные земские училища, где преподавали основы арифметики, русский язык и закон Божий для всех детей вне зависимости от их сословной принадлежности. Тогда же открылись классические гимназии и реальные гимназии. Они были платные, но бессословные и недорогие — от 3 до 10 рублей. В первых учили древние языки, во вторых — естественные науки.
По сути, всеобщее образование в Российской империи так и не было введено. Оно существовало только в форме законопроекта, подготовленного в начале XX века.
После Великой Октябрьской Социалистической революции в России изменилась идеология, изменился и подход к воспитанию. Идея всеобщего просвещения родилась в СССР вместе с тезисом о том, что «даже кухарку нужно учить управлять государством». С 1918 года и до 1991 года дети, фактически, были не папины, и мамины они были государственные (начиная с пионерской зорьки, октябрят, пионер.вожатых,пионерских летних лагерей и т.д.), а потом, после развала советского союза, когда ребёнок выпал из сферы политико-образовательной системы — воспитание и образование ребёнка вновь было возложено на плечи семьи. Во времена перестройки и в лихие 90-е годы, при которых родители вынуждены были как-то выживать и чем-то кормить детей — дети были предоставлены сами себе и, что называется, «от рук отбились» (в литературе встречается термины «потерянное поколение», «поколение 90-х», «поколение next»). В связи с этой «нахлынувшей темой» начало появляться огромное количество книг и брошюр, статей в газетах по правильному воспитанию детей (как под авторством наших земляков, так и зарубежных (взять например Ю.Б.Гиппенрейтер, Б. Спок, М.Ибука, Л.Петрановская, М.Монтессори).
Вообще, семья образуется в тот момент, когда у мужчины и женщины появляется ребенок, но сначала формируется пара — мужчина и женщина. Основываясь на том «багаже знаний» который они получили от родителей, «впитали» из социума, они начинают выстраивать отношения между собой. Им предстоит большая работа — до момента появления детей и истинного формирования семьи (не важно брак зарегистрирован или нет) необходимо выяснить, что у них общего и сколько точек соприкосновения они смогут найти или идя друг другу на уступки создать семью.
Правильный выбор партнёра
Пожалуй каждый человек хотел бы получить точные и подробные инструкции как выбрать правильно партнёра и жить с ним долго и счастливо. Советы, тесты, гороскопы, гадалки предлагают множество вариантов как найти «вторую половинку» и в теории всё получается складно, но на практике, многие не могут долгое время (не говоря уже про всю жизнь) прожить вместе.
Нас никто не учит как из миллиона людей выбрать одного единственного «своего» человека, с которым бы нам хотелось делить мир и познавать его внутренний мир. Чаще всего люди делают выбор основываясь на общих интересах, стремлениях, мотивации для создания пары\семьи.
Одна из современных схем представляет такое условное объединение мужчины и женщины по продолжительности совместных интересов:
Условно:
- Первый этап — люди ищут удовлетворения своих физиологических и эмоциональных потребностей. После «насыщения» друг другом пара распадается (отношения в среднем длятся 1—3 месяца⟩.
- Второй этап — также после достижение цели в виде «борщей», шуб, путешествий, «уютного дома» в паре происходит разлад и пара\семья распадается, если нет больше общих точек соприкосновения (отношения в среднем длятся 1—3 года⟩.
- Третий этап — отношения создаются ради детей, чтобы «кого-то оставить после себя». Часто по достижению детей совершеннолетия или на этапе когда дети уходят из семьи строить свою собственную жизнь, мужчина и женщина расходяться, потому как цель выполнена и общих интересов более нет (отношения в среднем длятся 14—18 лет⟩.
- Четвёртый этап — может объединять людей одной профессии\дела\труда , которым интересно развиваться, строить карьеру вместе. При таком подходе в паре могут быть дети, но не как самоцель, а как встроенная часть в их жизнь. По окончанию их трудовой деятельности пара также может распасться при условии того, что «поговорить вместе больше не о чем», кроме работы. (отношения в среднем длятся 25 лет, пока люди погружены в профессию\общее дело).
- Пятый этап — действует из концепции: «Я помогаю развиваться тебе, ты — мне». Внутри этой модели могут быть все предыдущие модели, но после их прекращения, пара всё равно продолжает существовать за счёт стремления пары к новым знаниям.
- Шестой этап — также может включать в себя вышеперечисленные критерии, также люди изначально задаются целью помогать друг другу раскрыть своё предназначение, свою миссию, реализовывать свои творческие таланты (отношения могут длится всю жизнь).
Отличия первого и последнего этапа в том, что первый этап включает в себя только собственные критерии, потому как последний представлен в виде совокупности всех шести этапов.
В идеале, стоит обращать внимание на то, как себя ощущаете с данным конкретным человеком (комфортно и приятно ли вам находиться рядом, беседовать, заниматься общим делом, вести быт)? Какие общие интересы ? Что вас объединяет?
Ведь между тем насколько глубоки отношения между мужчиной и женщиной, настолько и будут увеличиваться возможности развития потенциала ребенка.
Обычно длительные отношения приводят к появлению детей в паре. И в этой части нужно понимать, насколько значимы процессы зачатия и вынашивания ребенка, и как они влияют на будущее ребёнка — его становление и развитие.
Правильное зачатие и вынашивание ребёнка — основа основ
Правильное зачатие выступает фундаментом в жизни ребёнка и будущих родителей.
Его правильность состоит не только в нужных физиологических действиях, а ещё и в умственной, моральной и духовной подготовке. Прежде всего, мужчина и женщина должны хотеть появления в своей семье ребёнка. Порой так бывает, что женщина или мужчина говорит, что хотели бы иметь детей, но в паре ребёнок всё же не зачинается. Многие задаются вопросом, мучаются, страдают, ищут врачей, целителей, но во всём этом упускают главный момент. Тот, в котором совершенно не хотят признавать себе сами, что они ещё по-настоящему не готовы к родительству. Люди настолько вымотаны (работой, личными сложными отношениями, другими стрессами, заботой о денежном состоянии), что у организма просто не остаётся сил и оно «включает предохранители» для того чтобы процесс зачатия не произошёл. Поэтому, прежде всего, стоит быть честным с самим собой и со своим партнёром в этом вопросе. Разговаривать о том, что беспокоит и стараться помочь друг другу найти решение. Настроится мысленно на появление ребёнка, думать о тех качествах, которые хочется в нём видеть, представлять каким он будет, каким талантами будет наделён. Такая медитация поможет настроится мысленно на лучший сценарий зачатия, расслабить тело и успокоить ум. Ещё желательно мужчине и женщине сонастроиться между собой — женщине осознать свою, мягкую, текучую женскую природу, а мужчине свою — сильную, целеустремленную, и их общее видение беременности и воспитания ребёнка. Тогда все природные процессы пойдут быстрее и с лучшим результатом.
После того, как процесс зачатия произошёл, для пары наступает следующий важный, волнительный и ответственный момент — это беременность женщины.
Вынашивание ребёнка
Жизнь женщины полностью изменяется с наступления беременности. Она (жизнь) в прямом смысле разделяется на «до и после». Уже на этом этапе «включается» материнский инстинкт. Меняются привычки, манеры поведения, мысли, действия — всё направляется на заботу о ребёнке, его «слушание», его познавании. Хорошо, когда женщина осознанно погружается в свою женскую, глубинную суть, где раскрываются новые каналы восприятия мира и обостряются чувства. Она понимает, что несёт истинное добро, а что ложное для её ребёнка, становится точным индикатором полезности и неполезности какого-либо мнения, мероприятия, совета, идеи (она не ест то, что ела до беременности, не смотрит фильмы вызывающие чувство страха и тревоги, не общается с крикливыми и гневливым людьми). Женщина становится всезнающей по отношению к ребёнку (она знает какие слова нужно сказать, чтобы ребёнку стало спокойнее, как приласкать его, когда он хочет внимания, а когда хочет есть). Даже молодая женщина выдаёт такие знания, которые она не получала, когда воспитывали её саму. В этот период знания берутся из коллективного бессознательного, в котором накоплен весь опыт материнства. И хотя женщина зачастую не может объяснить мотивацию своих поступков, она «нутром чует», что поступить нужно именно так.
Кроме такого глубинного считывания, ещё одним главным аспектом в этом состоянии является стабильное психоэмоциональное состояние женщины и её ощущение чувства безопасности. Ей должно быть безопасно во всех смыслах: в социальном — она знает куда обращаться за медицинской помощью, ей есть где растить ребенка; в семейном — родственники заботятся о ней, радуются её беременности (особенно муж), дают полезные советы; в финансовом — женщина знает, на какие средства будет воспитываться ребенок.
Заботу и решение многие этих вопросов обычно берёт на себя мужчина. Женщина видя, что он старается, приходит в состояние спокойствия. Она может заниматься своими «женскими» делами: обустраивать пространство дома, ходить на занятия (по подготовке к родам и рождению ребёнка, спортивные занятия, творческие, посещать музеи), готовить еду, прогуливаться в парках с семьёй.
Многие врачи для поддержания такого ровного эмоционального состояния советуют, избегать высшего накала эмоций. Потому как чрезмерная радость или другое какие-либо эмоциональное возбуждение обычно через некоторое время трансформируется в эмоциональный упадок, грусть, тоску, иногда даже беспричинный плач (в этом случае эмоции выглядят как синусоида, сначала подъём, потом спад). Поэтому лучше всего сохранять ровное или немного отклонённое от ровного эмоциональное состояние.
Если женщина привыкла контролировать процессы в своей жизни, в силу недоверия окружающим, и она видит, что мужчина делает, на её взгляд недостаточно, она начинает доказывать себе и «всему миру», что «я всё сделаю сама, я всё могу». Это, естественно, влияет и на её состояние: все чувства передаются ребёнку, а вместе с этим и мысль, что миру лучше не доверять. В дальнейшем, последствия от такого воздействия очень сложно изменить в уже сформировавшейся психике ребенка (а взрослым людям приходится годами перестраивать своё отношение к жизни и учиться любить и доверять миру). Даже находясь в утробе, ребёнок считывает эмоциональный посыл обоих родителей (намного глубже и сильнее, чем большинство представляют), о том, что его не ждут или что, может быть, у родителей есть мысли по поводу избавления от него. Всё это закладывает основу в будущего ребёнка, его общения с родителями и духовной связи с ними.
Дети которые зачатые и рождённые у осознанных родителей (когда мужчина и женщина хотят появления ребёнка в своей семье, искореняют/не имеют в себе вредные привычки, самообразовываются), могу в большей вероятности иметь уравновешенную психику, культуру чувств, крепкую связь с родителями, открытость миру, более крепкое здоровье.
При радостном настрое выше вероятность, что беременность и роды пройдут легко и спокойно. И даже многие «стандартные» физиологические неприятности обойдут стороной.
Природой так устроено, что жизнь ребёнка начинается в женщине (матери). Появляясь в утробе и проводя девять месяцев в животе, ребёнок познаёт именно женскую — материнскую любовь, заботу, энергию, ощущения. Складывается прямой физиолого-энергетический канал связи с миром. Отец, родственники, другие люди выступают дополнительными каналами, а первоисточником является мать.
Роль матери в жизни ребёнка
Мать — это пример бескорыстной любви. Любви, которая не просит любви в ответ. Между ребёнком и матерью устанавливается сильнейшая взаимосвязь на всю жизнь. Материнская любовь выступает в форме «бескорыстной отдачи», женщина настолько переполнена этим чувством с момента зачатия, что ей необходимо отдавать его без остановки. Система ребёнка же наоборот предусматривает «бескорыстную любовную нужду». Он только принимает любовь, ласку, заботу, внимание. Он даёт счастье и восторг своим присутствием, но другие формы отдачи им пока не предусмотрены.
Он бессознательно общается с ней через считывание материнского состояния, её поведения, интонаций. Выше мы писали про эмоциональную (или биополевую) связь между ребёнком и матерью. Ребёнок очень быстро улавливает настроение, мысли матери (положительные они или отрицательные), её психологическое состояние. Это несомненно находит отражение в психологическом и физиологическом состоянии ребенка (любые болезни ребенка в первые его годы жизни — это полностью отражение состояния матери). Если женщина счастлива, окружена заботой, вниманием, она здорова и свою любовь транслирует в мир, то при таком отношении у женщины её дети будут иметь больше шансов быть полностью здоровыми, спокойными (они уверены, что мир добр к ним и нечего бояться) и менее подверженными не обоснованным капризам.
С самого рождения и на протяжении всей жизни мать подаёт пример своим детям, какой должна быть женщина, какова её женская природа.
Многие женщины с наступлением материнства замыкаются только на теме детей и перестают ухаживать за собой, вести социальную жизнь, радовать себя приятными покупками и уделять самой себе время. Такая концепция является заведомо неестественной, потому как образ матери (для мальчиков — это образ первой женщины, для девочек — пример для подражания) будет считываться «как есть» и отражаться в их жизни неправильно, заведомо искажая истинную женскую суть\природу. Поэтому лучше когда женщина отслеживает своё поведение и на своём примере показывает детям какой нежной, заботливой, любящей и внимательной должна быть женщина-мать.
Дети считывают и проецируют только то, что видят. А видят они, как пример, поведение матери и её контакт с другими людьми, животными, растениями.
Кроме бескорыстной любви женщине, в состоянии материнства, желательно транслировать своё терпение и терпимость.
- Терпение — контроль своих чувств и желание решить ситуацию мирным путём. Терпимость — когда человек старается с позиции другого человека прочувствовать ситуацию.
Далее важно, чтобы терпимость не трансформировалась в принятие ситуации «как есть», если это не согласуется с жизненной позицией самой женщины.
Если складывается какая-либо сложная ситуация, матери лучше выступать с позиции «миротворца», через любовь, доброту, ласку, своё служение детям рассказывать, как решить вопрос. Вспыльчивые, импульсивные, властные, старающиеся выйти из любой ситуации победительницами женщины несут такой же пример и своим детям, закладывая бессознательно им такую же форму поведения.
Если женщина понимает, что её сил не хватает для решения сложившейся ситуации (она не может находится в уравновешенном состоянии, или не знает как решить тот или иной вопрос), то стоит отложить нахождение ответа на некоторое время. Чтобы эмоции улеглись, ответы нашлись и дети «запомнили» мамину мудрость в решении сложных задач.
Из всего вышесказанного, не стоит делать вывод, что мать всегда должна быть нежной и мягкой. Если ситуация требует строгости от матери, то её стоит проявить. Но в строгости может выражаться любовь, а не угроза, не ненависть.
Процесс взаимодействия и воспитания ребёнка мамой не останавливается ни на минуту. Эта «работа» длится с момента зачатия и всю жизнь.
Роль отца
…Поистине говорю я вам: Блажен тот сын, который следует советам матери и ведёт себя соответственно с ними. Но во сто крат более блажен тот сын, который принимает советы отца своего и следует им, ибо сказано было вам: “Чти отца своего и матерь свою, чтобы дни твои продлились на этой земле…
(Апокрифическое Евангелие «Благая весть Миру Иисуса Христа в изложении ученика Иоанна» (издание 1994 г.)
Многое сказано о роли матери в жизни ребёнка от самого рождения Чада до его взросления и даже больше — вплоть до старости Матери. Женщина есть продолжение рода, но если говорить о женском начале, то на ум приходят слова ласки, тепла, колыбельных песен, нежной заботы у которой нет границ. И всё же Отец в семье имеет не менее важную и определённую роль в становлении полноценного человека, как мальчика так и девочки. Мать — это очаг семьи, то в какой атмосфере живёт ребёнок, связанной с уютом в быту, а Отец — это как жить, на что опираться в жизни, дабы быть самостоятельным, а значит уверенным и определённым в жизни.
Место новорождённого ребёнка, пока он ещё мал, около матери и ей он подчиняется на основе своих инстинктов. Пока мать прикладывает своё чадо к груди своей, купает его, ласкает (что очень важно), укладывает в колыбель под песни, чтобы он спал, набираясь сил — отец, терпеливо заботясь о жене и помогая ей с ребёнком, ожидает свою фазу вступления для наставничества и воспитания ребёнка, которая наступает в период осознанности восприятия мира и понимания речи. С этого момента ребёнок всё чаще стремится быть рядом с отцом, что нередко вызывает даже некоторую ревность со стороны мамы, но это нормальный процесс, потому как отец для ребёнка — это модель поведения, сильная опора, развитие уверенности и отработка преодоления возможных препятствий. Но в то же время это и отцовская любовь, забота, а также система оценки поступков ребенка путём одобрения отца, его похвалы и строгости, когда это нужно, чтобы чадо не утратило чувства меры. В процессе взросления детей в семье, в зависимости от пола ребёнка, отец выступает для каждого в разной роли. Давайте на примере разберём кем является Отец для девочки и кем для мальчика.
Отец для девочки
Для девочки — это прежде всего модель поведения и оценки в выборе будущего мужа, опора с системой ценностей, некоторого склада характера, отчасти физической схожести с мужем. Так для девочки не составит особого труда интуитивно найти свою «вторую половинку» с которой ей будет комфортно, при условии, что отец принимал непосредственное участие в воспитании дочери. Если отец не будет подавлен «бабьей властью» со стороны жены, матери, а жена в свою очередь будет целомудренна, любит своего мужа и прислушивается к нему, то на выходе семья воспитает достойную дочь, которая сможет выбрать правильного, достойного мужа и отца своих детей, тем самым заведомо заложить будущий потенциал на здоровое поколение, как в физическом плане, так и психологической устойчивости.
Воспитывая достойных мальчиков — мы воспитываем достойных и мужественных защитников, но воспитывая достойных девочек — мы воспитываем достойное поколение. Женщина должна понимать, что, загоняя мужчину «под каблук», она лишь тешит своё самолюбие, но в итоге получается только ущерб и семье, и детям. Сила женщины в её слабости. Занимая каждый своё место, не подавляя друг друга, муж и жена добьются большего, воспитают добрых детей, получат прекрасных внуков, проживут жизнь счастливо.
Отец для мальчика
В отношении воспитания мальчика тандем отец и сын — это неразрывно связанная целостность. Для сына отец является основной опорой в становлении сильных мужских качеств, формированию в мальчике уверенности в трудную минуту во время решения определённых житейских задач .Наставничество отца для сына впоследствии будет являться для него огромнейшим опытом в преодолении многих проблем.
Отец с помощью игр, например в военных сражениях, помогает своему сыну получить навыки стратегии, тактики, воспитывая при этом защитника своей семьи и Родины, в интеллектуальных играх — смекалку и логику, в задушевных беседах, настраиваясь на биополе отца, делится своими переживаниями, как друг, тем самым вырабатывает в себе черты мужской преданности. На практике отец, обладая определёнными навыками, на своём примере, ежедневно выполняя бытовые задачи, возможно связанные с его профессией, передаёт их визуально сыну и по возможности практикует их вместе с ним. Ребёнок, который ни разу, например, не имел возможности в силу физических причин повесить полку на кухне, либо из кирпичей выложить какую-либо конструкцию, повзрослев и окрепнув вполне способен это сделать без особого труда, потому, что в детстве он часто наблюдал за трудом отца своего и впитывал навыки визуально, как губка. В продолжение строк из вышеупомянутого эпиграфа, апокрифическое Евангелие «Благая весть Миру Иисуса Христа в изложении ученика Иоанна», обратим ваше внимание:
«…И когда отец увидит, что сын понял все наставления его и выполняет умело свою работу, отдаст он сыну всё своё добро, чтобы сын мог продолжать дело отца своего…»
Нельзя не упомянуть роль Отца в отношении психологического спокойствия матери в семье, а значит и их детей. Муж для жены является не просто опорой в семье и кормильцем, в трудную минуту, в силу психологических особенностей женщины, муж способен держать равновесие и не дать супруге паниковать, а также при принятии решений «гасить» излишние эмоции, при условии, если мужчина сам состоялся без ущерба в психике и дефективных наложениях в преемственности поколений.
В жизни общества может порой сложиться и так, что биологический отец по разным причинам не может принимать участия в воспитании детей, то в таком случае напрашивается актуальный вопрос: «Может ли неродной отец заменить биологического? И в каком качестве?». Ответ довольно прост: да, роль отца может заменить любой состоявшийся представитель мужского пола. Это могут быть дедушки, родственники, любящий муж и отчим детей матери, либо частично заменить отца через любые спортивные секции, кружки и прочее могут наставники мужчины. В любом случае, при непосредственном и внимательном воспитании детей биополе родителя, либо искренне любящего наставника, со-настраивается с биополем ребёнка и это помогает в полноценном воспитании детей.
Понимание вопроса в различии организации психики мужчины и женщины приводит к пониманию важности воспитания ребёнка в полноценной семье и как следствие даёт задуматься родителям, насколько серьёзно нужно бережно относиться к сохранению любви и гармонии, сохранять взаимное уважение в семье, терпение и проявлять побольше внимания к своим детям.
Роль семьи
« Вот ребёнок хочет сесть, томится от лежания, крутится, беспокоиться. Протяни ему палец — он схватит его и сделает то, чего он жаждет, но чего он ещё не ведает. Сядет. вот он созрел для ходьбы — дайте ему возможность совершить первый шаг. Иначе он, как выросший среди животных ребёнок, так и не научится ходить на двух ногах, а будет, как животное, передвигаться на четвереньках. Дайте ребёнку музыку, когда в нём появляется потребность танцевать, карандаш, когда ему хочется рисовать, книгу — когда он созрел для этого способа получения информации…И как трагично, когда новое умение, новая потребность созрела изнутри, а время упущено, мир не выходит навстречу этим потребностям. И тогда происходит торможение, полная блокировка…»
Людмила Улицкая «Казус Кукоцкого»
Мать и отец являются первоисточниками энергии, знаний, ощущений и эмоций для ребёнка. Вы когда-нибудь замечали насколько ребёнок по-разному ведёт себя в зависимости от настроения и эмоциональных состояний родителей? Если мама добра и нежна, то и ребёнок, чаще всего, весел и активен, но стоит ей начать раздражаться, нервничать, как ребенок, практически мгновенно, становится капризным и неуправляемым. Тоже самое, но немного в меньшей степени, происходит и во взаимодействии с отцом и другими членами семьи. С самого рождения мама и папа для ребёнка целый мир, ребёнок замкнут эмоционально, энергетически и эгрегориально на них. Поэтому их энергетику он «впитывает» в первую очередь. Попадая в биополе мамы, папы, других членов семьи, ребёнок считывает «настрой» и транслирует его в мир, как обратную реакцию.
Биополе семьи формируется за счёт того, что члены одной семьи имеют тесную связь друг с другом, крепкие отношения, построенные на любви, очень часто живут в одной квартире\доме, ведут общий быт, между ними появляется свой стиль общения, свои привычки и традиции. На детей в семье биополе взрослых влияет сильнее в силу их возраста. За счёт этого у них так быстро происходят эмоциональные колебания, как в позитивную,так и в негативную сторону.
Если, в большей мере, семья живёт в ладу: превалируют чаще позитивные эмоции, события, то у всей семьи формируется позитивно-положительное поле и находясь в нём, ребёнок получает одновременно защиту, поддержку, заботу и внимание. У него формируется стабильное и позитивное психо-эмоциональное состояние. Биополе семьи становится настолько мощным, что негатив «не задерживается» надолго в такой семье, он нейтрализуется благодаря поддержке друг друга, помощи, заботы, и тем самым за счёт такой «работы» взрослых, ребёнок бессознательно учится выходить из негативных сценариев без ссор, криков и скандалов, поддерживать других и сам обращаться за помощью, когда ему нужно. Конечно же основой для закладывания позитивного биополя семьи служит искренняя Любовь в семье друг к другу. Без неё заведомо невозможно воспитать ребенка и заложить в нём потенциал перехода в необратимый человечный тип строя психики, чтобы к моменту своего взросления состояться в качестве человека и стать Человеком с большой буквы.
Для воспитания из ребёнка Человека родителям, кроме Любви, нужно понимать простейшие понятия из области психологии. Это поможет скорректировать воспитательный процесс, направив его в нужную сторону. Одним из основополагающих понятий из области психологии являются знания о типах строя психики.
В основу описания типов строя психики (ТСП) положены вопросы о том, что является определяющим в формировании статистики поведения индивида.
Если он принимает решения, руководствуясь в большинстве ситуаций инстинктами, то такой тип строя психики называется животным. И у ребёнка он проявляется на первых этапах его жизни. Изначально ребёнок ест, пьёт, справляет нужду. Привлекает внимание взрослых при помощи эмоций. Как животное.
Если решения принимаются в большинстве ситуаций на основе культурных привычек, автоматизмов поведения, такой ТСП называется зомби/биоробот, ведь поведение по своей сути не отличается от поведения робота, действующего по заложенным в него программам. У ребёнка первые признаки поведения на основе данного устройства психики проявляются, когда он начинает копировать поведение взрослых, а затем когда согласует своё поведение с нормами культуры. Например, не справляет нужду прямо там, где ему этого захотелось, а терпит до туалета. Как видно, противоречия между инстинктами и культурными программами разрешаются в пользу последних.
Если индивид способен подняться над общепринятыми нормами поведения, сам выработать решение, воспользовавшись разумом, такой ТСП называется демонический. Очень ярко это видно в те моменты жизни ребёнка, когда он протестует против того, что ему говорят взрослые, против общепринятых норм, когда он начинает что-то делать по-своему, говорит: «я сам». Обычно такой период принято называть «переходный», или «трудный» возраст.
И наконец, человечный тип строя психики предполагает принятие решений на основе собственного разума, но не по принципу «что хочу, то и ворочу», а согласовывая свои решения с совестью. Именно такого устройства своей психики должен достигать каждый к началу юности.
Уточним, что «чистых» типов строя психики не бывает, в каждом из людей есть место и для инстинктов, и для культурных программ, и для разума, и для совести. ТСП определяется по тому, какая из линий поведения проявляется статистически чаще. И на ребёнке очень хорошо видно, когда начинают появляться и преобладать те, или иные черты, по которым можно отнести его к одному из типов строя его психики.
Родители, видя это, должны понимать, откуда берутся и капризы, и упрямство, и корректировать в соответствии с целью — воспитать Человека.
Что же такое настоящее проявление любви в семье, об этом на примере очень хорошо показано в мультфильме «Фантик.Первобытная сказка»
(Союзмультфильм, 1975 год, режиссёр Е.А. Гамбург (1925 — 2000 годы); автор сценария Б.В. Заходер (1918 — 2000 годы)
В этом мультфильме Штуша-Кутуша олицетворяет собой носителя демонического типа строя психики, а самый первый в том сказочном мире слон Фантик — носителя человечного типа строя психики. И соответственно, в сюжете сказки Фантик явил обитателям того первобытного мира истинную Любовь. Будучи свидетельницей его деятельности, мартышка Марта даёт итоговую оценку: «Это неподражаемо!». И она права в своей оценке. Если в ту же самую ситуацию войти с типом строя психики, отличным от свойственного Фантику, и попытаться проделать то же самое, что проделал он, то алгоритмика взаимодействия индивидуальной психики с эгрегориальной системой мира сюжета сказки будет иной, и как следствие — результат тоже будет иным. Поэтому «это» действительно «неподражаемо»: надо быть, т.е. состояться в некоем качестве, а не изображать собой того, кем индивид не является. То, что сюжет мультика «Фантик. Первобытная сказка» выдуманный, а нравственно-психологические типажи в мультике для детей выступают под масками сказочных зверей, — сущности дела не меняет: надо быть, а не имитировать. Но мультик показывает суть Любви зримо и доходчиво, — если подумать.
Любовь — свободное творчество, если под свободой понимать совестью водительство, Богом данное, творчество от щедрот души. И потому Любовь всегда выходит за ограниченные пределы тех алгоритмов деятельности, которые были созданы ранее, начала ею очередного творческого акта, даже если эти алгоритмы возникли в прошлом в проявлениях само́й Любови.
Любовь вне логики
Непостижима для ума
Любовь, он тешится подделкой,
Взаимовыгодной горелкой
Освещена его тюрьма.
Он прячет чувства от страданий
Любви палящего огня,
Для сердца создана броня
Из прошлых углей, от желаний.
И привыкая к темноте,
Боится света бедолага;
В любви все ищут только блага,
Что и приводит к слепоте…
И от ожогов прячась в нише
Холодных помыслов ума,
Золой набитая сума —
Удел слепых под гордой крышей.
Заполыхал зарёй рассвет
На крыльях облака седого;
Кто носит тяготы другого —
В том и любви небесной свет.
(Стихотворение взято с сайта: http://www.obshelit.ru/works/37978/. Автор назвался псевдонимом «Странник», датировав стихотворение 25.03.2008)
Иначе говоря, человеку, чтобы состояться Человеком, необходимо в жизни практически данную Богом способность Любить — каждому НАучиться самому.
Поэтому, построение в семье настоящей искренней Любви — это огромный творческий труд родителей, который вознаграждается достойным, заботливым и любящем поколением детей в их преемственности.
Дети выступают для родителей не только учениками, но и учителями. Наблюдая за их поведением, тягой к знаниям, их необузданной и творческой природой мы можем переосмыслить своё поведение, и набраться той лёгкости, доверия к людям, природе, миру, любовью, чистотой ко всему живому.
Ребёнку необходимо давать свободу, чтобы у него было своё видение и свои методы познавания мира (трогать, лизать, колотить, играть, петь, рисовать …). В силу того, что у детей в раннем возрасте образное мышление, то и процесс желательно выстраивать на образах, образных играх\методах. Через них детям можно передать намного больше информации, чем нежели основываясь только на простой констатации какого-либо факта. Так родитель сможет вместе со своим чадом в беседе использовать воображение, придумывать новые игры, которые в будущем помогут адаптироваться, вступая в самостоятельную жизнь.
Взрослым, чтобы найти больше точек соприкосновения с ребёнком (матери, отцу, членам семьи, учителям… ) лучше общаться с ребенком с его уровня (физически даже полезно садиться на пол и с одинакового уровня обучать ребенка). Через игровые примеры, показывая различные жизненные ситуации на куклах и других игрушках.
Чтобы познание мира для ребенка было комфортным и гармоничным ему также необходимы границы. Они его защищают, стабилизируют. Принцип — «Бегай и делай, что хочешь и Тебе всё можно» необратимо нарушает гармоничное развитие ребёнка, делая из него неконтролируемого, избалованного, агрессивного индивида. Помимо этого необходимо оберегать ребенка словом.
Чаще всего взрослые используют слова: «нельзя», «нет», «не трогай» , «осторожно» (стоит отметить, что слово «нельзя» идентифицируется ребенком как слово несущее в себе «смертельную опасность» , поэтому его стоит употреблять действительно в крайних случаях (когда суют пальцы в розетку, когда тянуться к острым предметам, или плите…)) .
Этим методом очень любят злоупотреблять родители\члены семьи и жизнь ребёнка превращается в одно сплошное «нет». Очень важно отслеживать этот аспект и придерживаться правила, что на одно «нет», должно быть два «да» или «можно», тогда ребёнок продолжает с интересом познавать мир и он для него продолжает быть добрым и открытым. Кроме придерживания такому правилу, желательно всем членам семьи позитивно подкреплять действия ребёнка — обращать внимание на то, что он сделал хорошо, поощрять его инициативу, разговаривать с ним и объяснять, что можно было бы сделать лучше, опять же направлять его и обучать. Всё это укрепит на долгие годы отношения в семье, ребёнок не будет чувствовать себя «отшельником» и воспринимать родителей, как надзирателей и критиков, которые только и могут наказывать да поучать.
Такая форма родительского воспитания (когда очень часто поучают и наказывают) формируется за счёт слишком «серьёзного» восприятие жизни и приданию большого значения бытовым вопросам. В таком формате взрослые могут не воспринимать игры как познавательный процесс и отстраняются от ребенка, предлагая ребёнку поиграть самому или частенько «откупаются от ребёнка» разрешая ему играть в гаджеты и покупая невероятное количество новых игрушек. Применение такой концепции приводит к отдалённости, отстранённости ребенка и родителя друг от друга, а также создаёт возможность развития у ребёнка эмоционально-психологических проблем (зависимость от гаджетов). В такой позиции ребёнок потихоньку начинает изолироваться от родителей и от общества в целом, запираясь в своей комнате и всё время проводя за играми в телефоне или компьютере. Ему становится скучно пребывать в компании своей семьи, потому как он не чувствует поддержки и увлеченности его вопросами, понимания и бессознательно «бежит» туда, где ему уютно.
Иногда ребёнок начинает привлекать к себе внимание нерациональным поведением (так называемое девиантное поведение — вести себя не так, как хочется родителем), или сознательно или бессознательно искать тех, кто его поймёт и откроется именно его форме взаимодействия (в более осознанном возрасте). Так дети раскрываются только тем, кто, по их мнению, их понимает и принимает, находят себе друзей, среди взрослых в том числе.
Дети, которые не получают должного (по их мнению) внимания от родителей\семьи чувствуют себя «брошенными» (им неоткуда получить ответы на волнующие их вопросы). Поэтому на первом месте по важности (примерно до 10 лет стоит семья). Хотя родители, по природе своей, должны быть самыми близкими людьми для ребенка, самыми открытыми и мудрыми, часто так бывает в жизни, что родители «не знают» своих детей. Они знают, что ребенок ест, во что одет, и в какой садик ходит, но настоящего (что творится в душе у ребёнка — его переживания, чувства, природу) не знают. Это, чаще всего, знают учителя, преподаватели, друзья, одноклассники — люди которые проводят с ребенком намного больше времени, чем родители.
Чтобы сохранить доверие между ребёнком и родителями, ребёнком и семьёй при общении со стороны взрослых не должно быть доминирования. Этим фактом злоупотребляют большинство взрослых, исходя из позиции: «Ты ещё слишком мал, чтобы иметь своё мнение. Делай, что я говорю» или «Мы тебя родили, теперь мы может тобой командовать». Люди выстраивают такую форму общения не для обучения, а для удовлетворения своего эго и создания фона важности. Поэтому лучше, когда сами взрослые «работают» над собой и исправляют своё поведение. Или кто-то со стороны обращает на это внимание и помогает изменить воспитательный подход на более дружественный, равноправный. В жизни всё взаимосвязано. Дети даются родителям не только для того, чтобы они их воспитали, но и для того, чтобы, взаимодействуя с детьми, взрослые воспитывались и сами. Дети в данном аспекте замыкают обратные связи на взрослых , которые идут от их же поступков, принципов, взглядов.
Любые последствия неправильного воспитания находят отражение в ребенке не сразу. Обычно всё, что копилось в ребенке на протяжении детского периода (его обиды, недопонимания, стеснения, страхи, также как радостные и счастливые моменты) «выходят» наружу в переходном возрасте, то есть когда ребёнок проявляет признаки демонического типа строя псхики, и преодолевает традиции, нормы культуры и сам начинает вырабатывать решения. Это происходит потому, что родители в детском возрасте (от рождения и до примерно, 3-х лет) часто были заняты своими делами и недостаточно уделяли внимания ребёнку. А «переходный возраст» просто отображает недостаток любви в детстве. Поэтому родителям стоит очень внимательно относится к малышам и напитывать их любовью. Тогда их адаптация в социуме будет наиболее мягкая.
У старшего поколения, за редким исключением, как и у молодежи, стали общие интересы — это поиск «хорошей зарплаты», как лучше выглядеть и произвести сильное впечатление (от этого многие бабушки и дедушки выглядят «молодыми стариками» (в силу применения огромного количества косметики, пластических операции, развязного образа жизни и неразборчивых личных отношений)). Тело не соответствует возрасту, от этого возникает огромная пропасть в преемственности поколений. Выпадает момент, когда старшее поколение учат внуков доброте, честности, дружбе, открытости, доверию, внимательности (один из примеров, образ няни А.С.Пушкина Арины Родионовны). Пропадает сакральная передача опыта. Хорошо, когда старшие товарищи, члены семьи, братья, сёстры, бабушки, дедушки выступают примером для младших. С добротой и любовью поучают их.
Часто про младенцев и детей говорят, что у них «ангельская душа». И ведь отчасти это так. Их свет, открытость, энергия так воздействует на взрослых, что автоматически поднимается настроение, все дневные переживания и несуразицы сглаживаются, и мы понимаем, что есть самое главное и важное в жизни. В идеале, в семье всегда должен быть младенец или маленький ребёнок. Он наполняет семью и соединяет (кто-то купает ребёнка, кто-то кормит, укладывает спать, читает сказки, учит), очищает от пороков, вредных привычек, плохих черт характера. Люди не всегда готовы ради себя меняться в лучшую сторону, даже бросать употреблять спиртные напитки, курить, заниматься для себя саморазвитием, спортом), но они готовы это делать ради детей.
Если мужчина и женщина уже не способны, в силу возраста, иметь детей, то в таком случае, семья наполняется внуками и правнуками. Это даёт силы и стремление каждому члену семьи быть лучше, умнее, внимательнее, добрее. Одарять всех своей любовью и заботой. Дети соединяют семью заботой о себе.
Роль общества/социума
Многие религиозные вероучения утверждают, что ребёнок приходит от Бога, через родителей к обществу. Попросту говоря, родители взращивают его, дают жизненные устои, обучают, но после того, как ребёнок окрепнет, отпускают его в «мир», чтобы он сам «вставал на ноги», проходя через свои уроки, делая ошибки и строя именно свою жизнь. Родители здесь уже выступают в роли поддержки (моральной, финансовой, помогают советами), но больше взаимодействия происходит с обществом.
Какое общество, каких друзей, работу выберет ребенок в большей массе определяет то, какие ценности и нравственные стандарты привили родители. Если мыслить глобально, в интересах всей планеты, то дети, несомненно это наше будущее и от них зависит, каким будет мир в дальнейшем. Поэтому родители вкладывая высокие ценности в своего ребёнка (чтобы они были свободными от алкоголя, табака, нецензурной брани, тяги к «вредной пище», были отзывчивыми, справедливыми, умели любить, ценили труд других людей, у них развивался интерес к знаниям, духовному развитию) формируют условия и задают социуму требования для соответствия своим высоким стандартам (появляются детские сады с разными обучающими подходами, школы (с раздельным обучением мальчиков и девочек, творческими классами,спортивными секциями, адекватными воспитателями и учителями (действительно любящих своё дело и желающих обучать детей, заинтересованных познавать и открывать природу каждого конкретного ребёнка, а не просто ходить на работу)). Такие подходы формируют в ребёнке, уже с раннего возраста, сознательное понимание: «кем он хочет быть, когда вырастет», а главное — каким! И это предотвращает будущие «сложные» ситуации с образованием и выбором университета\колледжа, своей профессии. Меньше возникает ситуаций «лишь бы какое-нибудь образование получить», а там найти какую-нибудь «приличную» работу и держаться за неё всю жизнь. Больше появляется осознанной свободы выбора и рациональности.
Если родителям и обществу брать во внимание все вышеперечисленные методы и подходы, то вырастая, каждый ребёнок будет становиться здравым, самодостаточным, уверенным, добрым, гармонично развитым взрослым. Это неизбежно будет порождает осознанное общество, берущее ответственность не только за себя, но и за свою семью, детей и за тех кто слаб. Таким способом мы с вами сможем взрастить не только одного Человека с большой буквы, но и целое общество.
Материалы:
[1] http://www.belousenko.com/books/Ulitskaya/ulitskaya_kazus.htm книга
[2] ВП СССР «Основы социологии» Постановочные материалы учебного курса Том 4: Часть 4.Человечность и путь к ней (Книга 1)
[3] Апокрифическое Евангелие «Благая весть Миру Иисуса Христа в изложении ученика Иоанна» (Ростов-на-Дону: Товарищество. 1991): http://dotu.ru/files/19961024_Apocrif.pd;
http://www.spast.ru/publ/evang.htm; либо иная версия перевода на русский — Евангелие Мира от ессеев» (Москва: Саттва.1995 г. — книга 1, 1997 г. — книги 2 и 3. См. также:
[ 4 ] http://www.edufacts.ru/lefabs-390-1.html
[ 5 ] http://ebooks.grsu.by/sergeyko_edu/1-5-1-vospitanie-v-kievskoj-rusi-kh-khiii-vv.htm